Главная стр 1
скачать

0№ п/п


Разделы, темы, уроки.



Дата


Оборудование и материалы

Межпредметные связи

Задание на

дом




1. Введение.(2ч.)













1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

7.09.

Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных.

Химия

§ 1.

2

Становление наук о человеке.

8.09.

Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного.

История

§ 2 и повторить § 1.




2. Происхождение человека. (3 ч.)

14.09.










3

Систематическое положение человека.

15.09.

Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

История

§ 3.

4

Историческое прошлое людей.

21.09.

Рисунки и бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.

История, палеонтология

§ 4.

5

Расы человека.

22.09.

Бюсты людей европеоидной, монголоидной и негроидной рас.

История

§ 5, основные положения главы 2.




3. Строение организма. (4 ч. )













6

Общий обзор организма человека.

28.09.

Торс человека , таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего жив.




§ 6

7

Клеточное строение организма.

29.09.

Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3% пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка + оборудование к уроку 6.

Химия

§ 7, заполнить таблицу на стр. 33.

8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

Лабораторная работа «Ткани организма человека».

5.10.

Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.




§ 8 до статьи «Нервная ткань».

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

6.10.

Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга».

Физика

§ 8 и 9 «Нервная ткань», проработать статью « Основные положения главы 3»




4. Опорно-двигательная система. (7 ч.)













10

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

12.10.

Модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани.

Физика

§ 10. Ответить на вопросы в конце параграфа.

11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

13.10.

Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных.




§ 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей».

12

Соединение костей

19.10.

Модели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей».




§ 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по § 8.

13

Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа

20.10.

Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей.

Для демонстрации: 4 микроскопа и 4 микропрепарата (поперечнополосатой, гладкой мышечных тканей, костной и хрящевой тканей).






§ 13. Ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задания на с. 65. Повторить § 8, статью «нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция».

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

26.10.

Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели.




§ 14 . Повторить § 11 и 12. Выполнить раздел II лабораторной работы на с. 75 «Выявление плоскостопия». Принести отпечатки следов своей ступни.

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки».

27.10.

Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.




§ 15. Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 (с. 47, 48).

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

2.11.

Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.




§ 16. Самостоятельно проработать «Основные положения главы 4» на с. 79 – 80. Ответить на вопросы.




5.Внутренняя среда организма.

(3 ч.)













17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

3.11.

Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», а также оборудование к уроку 16.

Химия

§ 17. Выполнить задания на с. 89.

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

16.11.

Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний.

Лабораторное (демонстрационное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки.






§ 18. Ответить на вопросы на с. 93. Подготовить доклады по истории возникновения вакцины.

19

Иммунология на службе здоровья.

17.11.

Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний




§ 19. Проработать статью «основные положения главы 5». Заполнить схемы и таблицу.




6. Кровеносная и лимфатическая системы. (5 ч.)













20

Транспортные системы организма.

23.11.

Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. Для проведения опыта – резиновая трубка.

Физика

§ 20. Выполнить задания на с. 105.

21

Круги кровообращения

Лабораторные работы: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

24.11.

Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки)

Химия

§ 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.

22

Строение и работа сердца.

30.11.

Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности.

Физика

§ 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь.

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

1.12.

Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности.

Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся.



Физика

§ 23

24

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

7.12.

Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.




§24. Ответить на вопросы на с. 125. Повторить § 14 «Работа скелетных мышц и их регуляция». Повторить § 16 «Первая помощь при ушибах и травмах».

25

Первая помощь при кровотечениях.

8.12.

Таблицы к уроку 24; таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы.




§ 25, «Основные положения главы 6 на стр. 129 и 130.




7.Дыхание.(4 ч.)













26

Значение дыхания.

14.12.

Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения.




§ 26, выполнить задание на стр. 139 – 140.

27

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

15.12.

Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения.

Химия.

§ 27, ответить на вопросы в конце параграфа.

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».

21.12.

Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека.

Физика.

§ 28, ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!». Приготовить марлевый респиратор.


















29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации.

22.12.

Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы.




§ 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое.




8. Пищеварение.(6 ч.)













30

Питание и пищеварение.

28.12.

Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем.




§ 30.

31

Пищеварение в ротовой полости.

29.12.

Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов.




§ 31, Выполнить задания на стр. 165 учебника, начиная от заданий под символом «!» и до конца.

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

18.01.

Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата.




§ 32. Ответить на вопросы на 169 и на вопросы лабораторной работы на с. 170

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

19.01.

Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени.




§ 33. Выписать названия структур, выделенных на с. 174, и найти их на рис. 76 – 79.

34

Регуляция пищеварения.

25.01.

Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление.




§ 34. Ответить на вопросы с. 177.

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

26.01.

Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии.




§ 35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника.




9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.)













36

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1.02.

Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды.




§ 36. Повторить статью «Питательные вещества» из

§ 30.


37

Витамины.

2.02.

Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах».




§ 37. Повторить § 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на с. 184, § 28, статью «Гуморальная регуляция дыхания» на с. 143, 144.

38

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

8.02.

Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах.

Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой).






§ 38. Разработать «Основные положения главы 9».




10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

(4 ч.)













39

Кожа – наружный покровный орган.

9.02.

Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол.




§ 39. Ответить на вопросы перед параграфом на с. 200 и на вопросы 204 под символом «?» Повторить § 37 «Витамины» и статью об аллергии из

§ 19 на с. 97.



40

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

15.02.

Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях.

Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой.






§ 40. Ответить на вопросы в начале параграфа и в конце его. Повторить по

§ 29 статьи «Приемы искусственного дыхания» и «Непрямой массаж сердца».



41

Терморегуляция организма. Закаливание.

16.02.

Таблицы, показывающие строение кожи.





§ 41, ответить на вопросы под символом «?».

42

Выделение.

22.02.

Таблицы «Кожа», «Органы выделения».




§ 42, повторить главу 10.




11. Нервная система. (5 ч).













43

Значение нервной системы.

23.02.

Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном.




§ 43, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 220 и после него на стр. 221 и 222.

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

29.02.

Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс».




§ 44, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227.

45

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

1.03.

Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.




§ 45, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр. 230, на рис. 93 и 97.

46

Функции переднего мозга.

7.03.

Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга.




§ 46, повторить параграф 44 и разобрать рис. 91, А и Б.

47

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

8.03.

Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга.




§ 47, разобрать статью «Основные положения главы 11»




12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч).













48

Анализаторы.

14.03.

Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий.

Физика.

§ 48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить параграф 44.

49

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения », «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов», «Изменение величины зрачков при разном освещении».

15.03.

Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», «Чувствительные и моторные зоны коры, доли больших полушарий головного мозга», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа.




§ 49, ответить на вопросы на стр. 248 под символом «?».

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

21.03.

Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга.

Физика.

§ 50.

51

Слуховой анализатор.

22.03.

Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы.

Физика.

§ 51.

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

4.04.

Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса»

Химия.

§ 52, разобрать статью «Основные положения главы 12».




13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(5 ч).













53

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

5.04.

Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса.

История.

§ 53, разобрать рис. 113.

54

Врождённые и приобретённые программы поведения.

11.04.

Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов.




§ 54, повторить опыты, поведённые в классе.

55

Сон и сновидения.

12.04.

Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна.




§ 55.

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

18.04.

Модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.

Физика.

§ 56, ответить на вопросы в начале параграфа на стр. 281.

57

Воля, эмоции, внимание.

19.04.

Таблицы с изображением головного мозга, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой.




§ 57, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 288, выполнить задания на стр. 292., 293 под символами «?» и «!», разобрать « Основные положения главы 13».




14. Эндокринная система. (2 ч.)













58

Роль эндокринной регуляции.

25.04.

Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека.




§ 58, отвектить на вопросы перед параграфом, выполнить задание № 2 на стр. 301 под символом «!».

59

Функция желёз внутренней секреции.

26.04.

Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы.




§ 59, разобрать « Основные положения главы 14».




15. Индивидуальное развитие организма. (4 ч.)













60

Жизненные циклы. Размножение.

2.05.

Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша.




§ 60.

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

3.05.

Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека.




§ 61.

62

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

8.05.

Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека.




§ 62, ответить на вопросы в начале параграфа.

63

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

10.05.

То же, что и на прошлом уроке.




§ 63 и 64, повторить «Основные положения» 3 и 4 глав.

64

Повторение темы «Строение организма».

16.05.

Таблицы этой темы.




Повторить § 10-16.

65

Повторение темы «Внутренняя среда организма».

17.05.

Таблицы темы.




Повторить § 17-19.

66

Повторение темы «Нервная система».

23.05.

Таблицы темы.




Повторить § 43-47.

67

Повторение темы «Пищеварение».

24.05.

Таблицы темы.




Повторить § 30-35.

68

Обобщение.

30.05.

Таблицы, иллюстрирующие все системы органов, скелет, модели головного мозга, глаза, уха.









«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»

Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО


___________________ _____________________ Протокол № ___ от

«___»_________2008г. «___»_________2008г. «___»_________2008г.






Календарно - тематическое планирование по биологии в 8 классе

68 часов 2 часа в неделю

Программа: «Биология. 5-9 классы». В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д Маш. «Дрофа» Москва 2001 год.

Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» Москва «Дрофа» 2005 год.





2008-2009 уч. год


скачать


Смотрите также:
Уроков обществознания в 10классе № Дата Разделы,темы,уроки
50.06kb.
Уроков обществознания в 7 классе № Дата Разделы,темы,уроки
24.08kb.
Уроков обществознания в 9 классе № Дата Разделы,темы,уроки
26.75kb.
Тематическое планирование уроков истории в 8 классе № Дата Разделы,темы,уроки
52.99kb.
Тематическое планирование уроков истории в 7 классе № Дата Разделы,темы,уроки
52.96kb.
Тематическое планирование уроков истории в 9 классе № Дата Разделы,темы,уроки
53.05kb.
Уроков обществознания в 11 классе № Дата Разделы,темы,уроки Методы и формы учебной деятельности
40.6kb.
Уроков истории России в 10классе № Дата Разделы,темы,уроки
65.11kb.
0№ п/п Разделы, темы, уроки. Дата
271.82kb.
Уроков истории России в 11 классе № Разделы,темы,уроки Методы и формы учебной деятельности Дом задание
70.31kb.
П/п Разделы, темы, уроки. Наглядные и практические методы
176kb.
Урока Разделы и темы Количество часов Дата проведения Теорети ческих
248.29kb.