Главная стр 1
скачать
Билет №3

1.Библия о сотворении мира и грехопадении. Религиозный смысл библейских рассказов.
Прежде чем сотворить видимый мир, Господь сотворил мир невидимый, т. е. мир ангелов.

Бог сотворил ангелов добрыми, они любили Бога и слушались Его. Но один из них возгордился и захотел сам стать, как Бог, и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали.

С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, служат Ему, восхваляют Его и помогают людям делать добро. Злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются противодействовать Ему и сеять всюду зло. Их называют бесами, а ангела, который первым, восстал против Бога, — дьяволом, или сатаной.

Потом Бог сотворил видимый мир Своим Словом, но не сразу, а постепенно, как говорят — в шесть дней творения (нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкно¬венными днями, а длились, быть может, по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет). Первым Словом, или в первый день,

Бог сотворил свет, вторым Словом — видимое небо, воздух. Третьим Словом Бог отделил сушу от воды и создал землю, моря и реки, и, по Слову Божию, на земле стали расти тра¬ва и деревья. В четвертый Господь сотворил солнце, луну и звезды на небе. В пятый — рыб и птиц, а в шестой — зверей и человека. В седьмой день Бог больше ничего нового не творил и как бы отдыхал от творения. (Поэтому и мы шесть дней работаем, а в седь¬мой отдыхаем.)

Человека Бог сотворил в особый день по образу Своему, т. е. похожим на Бога: Господь дал человеку разум и свободную волю, чтобы он мог понимать и любить добро. Бог сотворил человека из праха земного, вдунул в него живую душу и назвал Адамом. Господь сделал его хозяином земли. Все звери должны были слушаться человека и служить ему.

Адам жил 6 чудном саду, который назывался раем. Чело¬веку трудно было бы оставаться совсем одному и Бог, зная это, взял у Адама во время сна ребро и сделал из него женщи¬ну. Она была женою Адама и звалась Евой.

Все, что Бог сотворил, было очень хорошо: не было ничего плохого — ни несчастья, ни болезни, ни смерти.

Хорошо было Адаму и Еве в раю. Все было прекрасно, все звери любили, слушались и не боялись их. Во всем была Божья воля и Божий порядок. Никто никого не обижал. Для еды служило плоды райских деревьев. Адам и Ева любили Бога и видели вокруг себя одно добро.

В раю было два особенных дерева: одно называлось деревом жизни, а другое — деревом познания добра и зла. Господь сказал Адаму и Еве не есть плодов с дерева познания добра и зла, и они с любовью и радостью слушались Его. Когда Бог создал человека и поставил его над всеми животными, Он дал ему свободную волю, т. е. человек мог слушаться Бога, если сам хотел ^ этого, и мог делать зло, если сам отворачивался от добра. Если бы у человека не было свободной воли, он не мог бы по-настоящему любить Бога и других людей, он был бы не настоящим человеком, а машиной, которая делает только то, что ей велят.

Грехопадение

Однажды дьявол в облике змея спрятался в ветвях дерева дознания добра и зла. Когда Ева проходила мимо, он спросил ее: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды в раю?»

Нет, — ответила Ева, — только с этого дерева мы не должно есть плоды, а то мы умрем».

Дьявол всегда говорит неправду. Он и тут начал лгать: Бог вас обманул, — сказал он, — если вы съедите эти плоды, вы сами будете, как боги, знающие добро и зло». И он подал ей плод с дерева познания добра и зла. Ева увидела, что он красивый и, наверное, вкусный. Она взяла его, съела и дала Адаму, и он тоже съел. Так они ослушались Бога и совершили грех.

Все переменилось для них, и совестью стала их мучить:. Звери стали их бояться, и Адаму и Еве стало стыдно перед Богом и друг перед другом. Они подумали, что это оттого, что они голые, и захотели спрятаться. Но Бог все видит и все знает. Он сразу спросил Адама: «Где ты?» «Я здесь, — отвечал Адам, — но я спрятался, потому что у меня нет одежды и мне стыдно». «Кто сказал тебе, что стыдно быть без одежды? Не ел ли ты плодов с дерева познания добра и зла?» Адам отвечал: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне от дерева, Я ел». Ева сказала: «Змей обольстил меня, и я ела».

Адам и Ева не раскаялись, не попросили у Бога прощения, Господь изгнал их из рая и осудил людей на трудную земную жизнь. Он сказал им, что все, что им нужно, им придется добывать тяжелым трудом, их будут постигать всякие несчастье, они будут болеть и умирать. Но, осуждая людей, Господь обещал им, что наступит время, когда придет Спаситель, Который спасет их, победит зло и снова откроет им двери в рай. С тех пор люди стали с нетерпением ждать этого Спасителя. Жертвоприношение

Трудная началась жизнь для Адама и Евы. Они с грустью вспоминали рай и с нетерпением ожидали Спасителя. Которого им обещал Господь. Вскоре у них родился сын, и Ева назвала его Каином. Каин рос грубым и недобрым мальчиком, от него не было радости родителям. Второго сына Ева назвала Авелем. Авель, наоборот, оказался добрым и благочестивым.

Когда мальчики выросли, они стали работать. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада. Однажды братья решило совершить жертвоприношение, т. е. принести Богу в дар то, над чем они трудились. Каин принес плоды, а Авель — ягненка. Господь принял жертву Авеля, а дар Каина не принял.

Каин стал завидовать Авелю и злобиться на него. Господь еще раз предостерёг Каина, сказав ему: «Отчего ты огорчился1? Если ты хорошо поступаешь, то нечего тебе огорчаться, а если плохо, то смотри: грех около тебя и тянет тебя к себе, но ты борись с ним и побеждай его».

Каин не послушался Господа: он все больше злобился на Авеля и скоро совершил страшный грех, позвав Авеля в поле и убив там своего брата.

И после этого страшного греха Господь не оставил Каина, стараясь обратить его к раскаянию. Бог спросил: «Каин, где брат твой Авель?» Но Каин ответил: «Разве я сторож бра- ту моему?» Тогда Господь грозно сказал ему: «Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. Земля, на которую упала кровь Авеля, проклинает тебя и не даст тебе хлеба, ты будешь теперь скитальцем и изгнанником на земле». Тут только Каин испугался того, что он сделал, и то только потому, что боялся, что его тоже убьют. Но Бог сделал ему знак на лице, чтобы никто его не убил.

Каин ушел в далекую землю и жил там отдельно от Адама и Евы, у которых родился еще один сын, Сиф. У Каина и Сифа были дети. Дети Каина жили вдали от Бога и заботились только о том, чтобы хорошо устроиться на земле: они назывались детьми человеческими. Дети Сифа были благочестивы и за помощью обращались к Богу. Они звались детьми Божьими.


2 Внутреннее и внешнее устройство православного храма.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

Храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать четырем сторонам света, одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни.

Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник»,это символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии

Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов, воспевающих хвалу Богу.

Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма к западу, На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря. Амвон, «восхождение», знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон возвещает также о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей гроба Господня

Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве причащения. Средняя часть храма символизирует «новое небо» и «новая земля».

Иконостас – это ярусная преграда, состоящая из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке и символизирует границу между видимым и невидимы миром , указывает пути спасения.

Аналой – высокий столик с покатым верхом , на котором лежит праздничная икона, стоит всегда посередине храма.

Хоругвь - православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией матери. Находится в средней части храма и предназначено для крестных ходов.

Паникадило – большой подсвечник с множеством свечей, весит вверху на потолке посередине храма.

Канунник – столик с изображением Распятия и подставкой для свечей. Перед ним служится панихида

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне хоронили умерших – внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо-западной стороне. Иногда на западной части храма изображались светские сцены забав и игрищ, которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.

Средняя часть храма – выражает его общую идею – мир людей, оправданный Крестной жертвой Спасителя. Иконография изображает историю Церкви до Страшного суда.

Рака – шкатулка, в которой хранятся нетленные мощи святого, во имя которого освящен храм. Она расположена в средней части храма .

Притвор - преддверие храма символ мира не обновленного, еще лежащего в грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма. Здесь стоят некрещенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать таинствах Церкви.

Купол – завершение средней части храма. Здесь изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространял образом своей жизни христианскую веру. Это истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

Крест – главный христианский символ, указывающий на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи.

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения.



Колокольни, чаще всего, бывают трёхярусными: нижний — притвор, выше — темничка, верхний — звонница.

Зво́нница — сооружение для подвешивания колоколов.
скачать


Смотрите также:
1. Библия о сотворении мира и грехопадении. Религиозный смысл библейских рассказов
73.28kb.
Библия как памятник культуры
692.64kb.
-
3457.69kb.
«Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления»
29.56kb.
Священник Димитрий юревич учение о богодухновенности священного писания и его актуальность в современных библейских исследованиях
154.4kb.
Заново открытая Библия
19.03kb.
Книга роза мира и ее место в истории глава роза мира и ее ближайшие задачи
9490.34kb.
Книга I. Роза мира и её место в истории глава роза мира и её ближайшие задачи
9589.78kb.
Блаженный Августин о граде божьем (фрагмент)
671.97kb.
Конспект урока по теме «Религиозный состав населения мира»
20.13kb.
Цикл бесед по священному писанию ветхого завета со взрослыми
406.15kb.
Культура Руси и древнего мира
190.43kb.