Главная стр 1
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х. М. БЕРБЕКОВА


СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и истории социальной работы

ПРОГРАММА
Организация и методика научно-педагогической

и научно-исследовательской деятельности
для магистерской подготовки направления

321100 – социальная работа



Нальчик – 2007
СОСТАВИТЕЛЬ: доктор философских наук, профессор кафедры

теории и истории социальной работы



Кильберг-Шахзадова Н. В.
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов, перечень вопросов для контроля знаний, а также тематику курсовых работ, экзаменационные вопросы.
Утверждено на заседании кафедры теории и истории социальной работы

Социально-гуманитарного института «______» _______________2007 г.



Тематический план



Недели

Наименование разделов, тем

Лекц.

Сем. прак.

1

Тема 1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности.

2




2

Тема 2. Современное образование: поиск исследования.

1



1

3

Тема 3. Социально-философский анализ образовательной деятельности.

1

1

4

Тема 4. Педагогическая деятельность.

1

1

5

Тема 5. Социально-педагогическая деятельность.

1

1

6

Тема 6. Онтологический подход к анализу образовательного процесса.

1

1

7

Тема 7. Педагогический процесс.

1

1

8

Тема 8. Социализирующий процесс.

1

1

9

Тема 9. Цели и этапы развития организационных форм педагогической деятельности.

1

1

10

Тема 10. Основные типы обучения в педагогической деятельности.

1




11

Тема 11. Социально-философский анализ научно-педагогической деятельности

1

2

12

Тема 12. Социально-педагогическое исследование.

1

2

13

Тема 13. Разработка программы исследования.

1

2

14

Тема 14. Разработка программы исследования.




2

15

Тема 15. Работа над научным материалом.

1

1

16

Тема 16. Работа над научным материалом.




2

17

Тема 2. Методика изложения и стилистика научной работы



1


18

Педагогическая практика.




1




Итого:

15

21


Ведение в предмет и задачи курса
Учебная дисциплина «Организация и методика научно-педагогической деятельности» и ее основные цели:

–дать основы организации научно-педагогической деятельности;

– овладеть методикой научно-педагогической деятельности;

– подготовить магистров к научно-педагогической практике.

Связь учебной дисциплины с философией образования, педагогикой, методикой преподавания предмета и др.

Овладение теоретическими знаниями и методикой научно-педагогической деятельности.


Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н.В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел I. Теоретические традиции образования

и представления о деятельности
Тема 1. Философский взгляд на образование как форму

человеческой деятельности
Истоки понятия «образование». Историческое становление феномена образования. Стадии образования.

Образование эпохи Возрождения.

Образование в эпоху Просвещения.

Кант и Гегель об образовании.

Взаимосвязь образования и здравого смысла.

Образование – специфический феномен культуры.

Стратегии развития образования в философском осмысление. Взаимоотношения образования и среды (социума).

Вопросы


1. Культурно-историческая трактовка понятия «образование».

2. Характеристика стадий образования.

3. Философское осмысление образования Платоном и Аристотелем.

4. Учения Канта и Гегеля об образовании.

5. Современная интерпретация образования как «образ мира и места человека в нем».
Литература

1. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

2. Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

Тема 2. Современное образование: поиск исследования

Донаучное образование.

Новизна и практическая значимость философии образования. Понятие «философия образования». Концептуальное видение философии образования.

Основные подходы к определению статуса философии образования.

Науковедческий и философско-образовательный подходы в рефлексивном анализе наук об образовании.

Новшества в российском образовании.

В.Я. Нечаев об осмыслении основ философии образования.

Пересечение философии образования и социальной философии: соединение общих философских идей с образовательными решениями.

Философско-образовательный анализ и синтез конкретных аспектов образовательной деятельности.

Вопросы


1. Влияние природного образования на философию.

2. Содержательная характеристика понятия «философия».

3. Методологические и мировоззренческие функции философии.

4. Понятие «философия образования».

5. Проблема сути и цели образования в проблематике философии образования.

6. Новизна и практическая значимость философии образования.

7. Три основных подхода к определению статуса философии образования.

8. Проблемы современного образования в контексте философского знания.


Литература

1. Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

2. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

3. Гершунский Б. С. Философия образования. – М., 1998.

4. Лекторский В. А. О философском взгляде на образование // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

5. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

6. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.–200 с.

7. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Статьи - лекции. М., 1993.



Тема 3. Социально-философский анализ

образовательной деятельности

Научные предпосылки возникновения и развития социальных форм человеческой деятельности.

Теория особенного и всеобщие основы осознания бытия людей.

Развернутое обоснование термина «деятельность». Понятие «деятельность» как принцип объяснения человеческого бытия (Г. С. Батищев, О. Г. Дробницкий и Э. Г. Юдин).

Не однозначное толкование деятельности в работах отечественных ученых (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев).

Социально-философское понятие «деятельность» (В. Е. Кемеров, С. Э. Крапивенский).

Предметность деятельности и ее социальное качество.

Качественная сторона деятельности людей.

Теория образовательной деятельности и ее предметы.

Образование как форма человеческой деятельности. Понятие «предметности педагогической деятельности». Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.


Вопросы

1. Различия теоретической деятельности.

2. Обоснование термина «деятельность».

3. Толкование деятельности в работах отечественных ученых.

4. Методологические и теоретические концепции деятельности.

5. Социально-философское понятие «деятельность».

6. Предметность деятельности.

7. Предметы теории образовательной деятельности.

8. Предметность педагогической деятельности.

9. Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.


Литература

1. Борцов Ю. С. Образование в век информации: Человек и новые информационные технологии обучения / Под науч. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Г. Волкова. – М.: Высшая школа, 1997. – 320 с.

2. Буева Л. П. Человек, деятельность и общение. – М., 1994.–109 с.

3. Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. 1970. Вып. 5. С. 43–53.

6. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996.–215 с.

7. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 180 с.

8. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел II. Основы деятельности
Тема 1. Педагогическая деятельность
Содержание педагогической деятельности. Цели и принципы как некие научные идеи.

Античная эпоха как своеобразный носитель научных идей. Смысл и значение системы образования Аристотеля. Главные факторы совершенствования человека.

Система устройства идеального государства Платона. Платоновская истина как идея наивысшего блага.

Эвристические методы познания Сократа, смысл их идеи.

Основные ценности сократовского подхода к педагогической деятельности.

Вопросы


1. Каким образом педагогическая мысль определяла развитие научной мысли.

2. Чем определяется противоречивая взаимосвязь творчества, философии и обыденной педагогики?

3. Каким образом принципы классической науки оказывают влияние на образование?

4. Какие факторы определили научные основы формирующего подхода к образованию?

5. Чем вызвана необходимость использовать «собственно человеческое начало» в образовании (по Сократу)?

6. Почему гуманистические основы педагогики оказались несвоевременными для эпохи античности.


Литература

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

Тема 2. Социально-педагогическая деятельность

Термин «социально-педагогическая деятельность», его определение.

Характер деятельности.

Компоненты социально-педагогической деятельности.

Проявление активности деятельности. Условия эффективности и качества деятельности в социальной сфере.

Взаимодействие личностных культур воспитателя и воспитуемого.

Результат социально-педагогической деятельности.

Изменения в субъекте и объекте социально-педагогической деятельности.


Вопросы
1. Термин «социально-педагогическая деятельность».

2. Характеристика социально-педагогической деятельности.
Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н В. Основы социальной педагогики. – Нальчик, 2003. – 58 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Шахзадова Н. В. Социальный педагог и его деятельность: Учебное пособие. – Нальчик, 1995. – 58 с.



Тема 3. Социально-философский анализ


научно-педагогической деятельности
Зарождение научно-педагогической науки. Основная задача науки.

Организационно-содержательные основы исследования.

Информационно-диагностические основы исследования социальной работы. Исследовательские функции.

Наука социальной работы как теоретическая дисциплина. Исследования социальной работы.

Количественные и качественные методы исследования.

Качественно-эмпирические исследования. Исследование социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства.



Вопросы


1. Зарождение научно-педагогической науки.

2. Методология исследования социально-педагогической концепции.

3. Исследование проблем социальной работы.

4. Качественные и количественные методы исследования.


Литература

1. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., Тула, 1993. Т. 1, с. 127–134.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов – н./Д., 1999. – 560 с.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.


Раздел III. Процессы деятельности
Тема 1. Онтологический подход к анализу образовательного процесса
Онтология Платона. Платоновские эйдосы – не вещи, а то, чем вещь должна быть, когда не подлинное бытие не затмевает ее сущность.

Эйдосы Аристотеля. Ведущие первопричины бытия.

Модель бытия Аристотеля.

Подход к анализу современного образовательного процесса. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.

Связь обучения и развития человека.

Развитие и становление сущностных сил ребенка, а также воспитания, образования и обучения.


Вопросы

1. Образовательный идеал Платона.

2. Процесс в онтологических схемах.

3. Герменевтический анализ современного образовательного процесса.

4. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.
Литература

1. Аристотель. О небе. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1981. Т. 3, с. 322–324.

2. Гадамер Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988, с. 352.

3. Платон. Тимей. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1990. Т. 3.


Тема 2. Педагогический процесс
Учебная дисциплина – модель определенного вида или сферы профессиональной деятельности.

Проектирование учебного плана. Основные требования к реализации учебного плана. Структура учебного плана.

Учебная программа. Требования к учебной программе.

Учебная деятельность – одна из организационно-дидактических форм, направленная на формирование профессиональной компетентности.


Вопросы

1. Учебная дисциплина.

2. Учебный план.

3. Учебная программа.



Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной работы. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 116 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.


Тема 3. Социализирующий процесс
Люди и вещи в процессах человеческой деятельности.

Философская функция понятия «процесс» в традиционном противопоставлении «вещи – процессы».

Социальные процессы – совокупность человеческих действий и понятие социального процесса в содержании социально-философского познания.

Вопрос о процессуальности человеческого бытия.

Социализирующий процесс – процесс по социальному преобразованию вещей и людей в различных формах человеческого бытия и человеческой деятельности.

Многомерность социализирующего процесса.


Вопросы

1. Процессы в понимании человеческой деятельности.

2. Представление о социализирующем процессе.

3. Многомерность социализирующего процесса.


Литература

1. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 215 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: теоретико-методологический аспект / Под. ред. д. ф. н., проф. Р. Х. Кочесокова. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. – Нальчик. Каб.-Бал. ун-т, 2003. – 58 с.

4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

5. Шахзадова Н. В. Социализирующая деятельность в структуре образования: социологический аспект. – Нальчик, 1999.


Раздел IV. Значение методов обучения в педагогической деятельности
Тема 1. Цели и этапы развития организационных форм

педагогической деятельности
Цели успешности процесса обучения. Иерархия целей: цели образования в обществе; цели в системе непрерывного образования; цели в учебном процессе конкретного образовательного учреждения; цели в учебном предмете и деятельности учителя.

Внешняя и внутренняя направленность цели образования.

Образцы школ древневосточных цивилизаций.

Развитие теории и практики обучения в эпоху античности, греко-римской древности.

Две модели обучения и воспитания: спартанская, афинская.

Педагогический идеал Средневековья.

Педагогический идеал в эпоху Возрождения.

Педагогический идеал Реформации.

Концепции целостного развития личности в эпоху Просвещения.

Особенности педагогического идеала человека в русской педагогике.

Цели воспитания в ходе истории человеческого общества. Теория образовательной деятельности.


Вопросы

1. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции.

2. Особенности педагогического идеала эпохи средневековья.

3. Педагогический идеал Возрождения и Реформации.

4. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности.

5. Специфика педагогического идеала в России.



Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – Сант-Петербург, 2000.

2. Михайлов Ф. Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5–39.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

4. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. – 608 с.

5. Шахзадова Н. В. Перспективы развития социального образования и подготовки специалистов социализирующей деятельности. – М.: Социально-технологический институт, 1998. – 221 с.


Тема 2. Основные типы обучения в педагогической деятельности

Традиционное обучение – контактное или дистанционое.


Проблемное обучение.

Программированного обучения: общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности.

Знаково-контекстное, или контекстное обучение. Предметное и социальное содержание профессиональной деятельности. Моделирование учебного процесса всеми дидактическими средствами, формами, методами.
Вопросы

1. Основания для классификации современных направлений обучения.

2. Особенности традиционного и проблемного обучения.

3. Варианты программированного обучения.

4. Особенности знаково-контекстного обучения.
Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Поддьяков А. Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999.


Раздел V. Организация и методика

научно-педагогической деятельности
Тема 1. Работа над научным материалом
Выбор темы научной работы.

Анализ и фиксация в четких формулировках – соответствие квалификационным требованиям.

Научная новизна и ее элементы: введение в научный оборот отдельных новых понятий, использование новых методологических подходов к данной теме, обогащение научной работы данными смежных наук, самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т. п.

Актуальностьодно из основных требований, предъявляемых к научной работе.

Практическая значимость выполняемого исследования.

Написание научной работы. Введение к научной работе. Основная часть научной работы. Главы научной работы.


Элементы научной работы: Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения. Вспомогательные указатели.
Вопросы

1. Выбор темы.

2. Квалификационные требования к научной работе.

3. Планирование работы.

4. Написание научной работы.
Литература

1. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 128 с.

2. Демидова А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

4. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.
Тема 2. Методика изложения содержания и стилистика
Способы изложения научного материала: дедуктивный и индуктивный; описательный. Хронологический способ изложения в определенной временной последовательности.

Уровень языка и стиль. Формально-логическое изложение материала. Академический этике, смысловая законченность, целостность и связность текста.

Принципы научной речи: точность, ясность изложения, краткость.
Вопросы

1. Выбор темы.

2. Квалификационные требования к научной работе.

3. Планирование работы.

4. Написание научной работы.

5. Введение.

6. Методика изложения содержания и стилистика.
Литература

1. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. – М.: Гардарики, 2001. – 160 с.

2. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 128 с.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

4. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.

5. Петров О. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. – М.: Изд-во МГУ, 1990.


Тема 3. Педагогическая практика
Педагогическая практика – связующее звено между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в учебном заведении.

Функции педагогической практики.

Программа педагогической практики.

Требования к организации научно-педагогической практики.

Цель и задачи научно-педагогической практики.

Направления научно-педагогической практики:

– овладеть методами исследовательской деятельности;

– освоить педагогическую (преподавательскую) деятельность.

Совершенствование педагогической практики, повышение ее теоретического и методического уровня в области профессионального образования.
Вопросы

1. Процесс педагогической практики и его основные положения.

2. Функции педагогической практики.

3. Научно-педагогическая практика.


Литература

1. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). – М.: Ассоциация «Профессиональное образование, 1996.

2. Педагогическая практика: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1981. – 180 с.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.




Семинарские и практические занятия


Раздел I. Теоретические традиции образования и представления

о деятельности.
Тема 2. Философия и методология образования. Методологические

особенности гуманистической философии образования
1. Статус, проблемы, перспективы философии образования. Концептуальный, мировоззренческий характер философского знания.

2. Авторитетные фундаментальные издания, посвященные теоретическим основаниям развития образования.

3. Подход к трактовке статуса философии образования.

4. Предмет философии образования как науки.

5. Структура философии образования.
Раздел II. Основы деятельности
Тема 1. Организация педагогической деятельности
1. Два подхода к педагогической деятельности.

2. Основы подготовки преподавателя к педагогической деятельности.

3. Основные понятия: «учебный процесс», «учебная деятельность», «учебно-воспитательный процесс».

Тема 2. Значение методологии в педагогической деятельности
1. Классика традиций и современные смыслы педагогической науки.

2. Значение педагогической науки в деятельности преподавателя.

3. Проблемы глобальных кризисов в педагогической науке.

4. Взаимосвязь «обыденной» философии и педагогики.


Тема 3. Методологические ориентиры

к развитию социально-педагогической деятельности
1. Педагогическая деятельность в социальной среде.

2. Понятие «социально-педагогическая деятельность».

3. Структура социально-педагогической деятельности.

4. Результат социально-педагогической деятельности.



Тема 4. Социально-педагогическая деятельность
1. Педагогика в социальной работе.

2. Социальный работник – педагог.

3. Деятельность социального работника в сфере образования.
Тема 5. Социализирующий процесс


  1. Социализирующий процесс.

  2. Понятие «процесс» в традиционном противопоставлении «вещи – процессы», существующие и развертывающиеся «между» вещами.

  3. «Со-деятельность» в социализирующем процессе.

  4. Перенос индивидуальных и коллективных человеческих сил из одной формы человеческого бытия в другую – со-бытие.

  5. Трансформация формы человеческой деятельности – со-деятельности.

  6. Связи и формы человеческого бытия.

  7. Устойчивые и динамичные соединения человеческих действий в пространстве и времени.

  8. Со-процесс. Определенная последовательность стадий, состояний, механизмов вещей и людей.


Тема 6. Модели педагогического процесса
1. Суть образовательного процесса и его влияние на дисциплины.

2. Учебная дисциплина – часть социализирующего процесса.

3. Учебная дисциплина – модель определенного вида или сферы профессиональной деятельности.

4. Социально-педагогическая деятельность:

– педагогика в социальной работе;

– социальный работник – педагог;

– деятельность социального работника в сфере образования.
Раздел IV. Значение методов обучения

в педагогической деятельности
Тема 1. Учебный план и программа


  1. Учебный план – основной документ образовательного процесса.

  2. Основными требованиями к учебному процессу.

  3. Содержание форм организации учебного процесса.


Тема 2. Программа и ее построение
1. Структура учебного плана.

2. Учебная программа, ее смысл.

3. Учебная программа – целостная модель.

4. Методы и технология образовательного процесса.


Программа и ее построение

(практическое занятие)


1. Объяснительная записка.

2. Тематический план.

3. Основная часть программы.

Раздел IV. Значение методов обучения в педагогической

деятельности
Тема 1. Этапы развития организационных форм педагогической деятельности
1. Цели обучения и образования.

2. Основные типы обучения.

3. Система методов обучения.

4. Система проверки и учета знаний в процессе обучения.

5. Методика преподавания предмета.

Практикум

1. Подготовка учебного занятия.

2. Проведение учебного занятия.

3. Работа над обоснованием проблемы



Раздел VI. Организация научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности
Методика работы над научным материалом

(практическое занятие)


1. Выбор темы.

2. Планирование работы.

3. Работа с научной литературой.

Практикум

1. Подготовка учебного занятия.

2. Проведение учебного занятия.

3. Работа над обоснованием проблемы.


Список рекомендуемой литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – С-Пб., 2000.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

3. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. – М.: Гардарики. 2001.–160 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998.

5. История педагогики и образование / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 2001.

6. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. – М., 1974.

7. Моргулис А. В. Категория деятельности человека // Философские науки, 1975. № 2.

8. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М., 1999.

9. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. Абульхановой К. А. – М., 1998.

10.Щедровицкий Г. П. Исходные предпосылки и категорийные теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. – М., 1975.

Вопросы


к итоговой аттестации
1. Философское осмысление образования Платоном и Аристотелем.

2. Образование – специфическая сфера деятельности.

3. Современная интерпретация образования как «образ мира и места человека в нем».

4. Влияние природного образования на философию.

5. Понятие «философия образования».

6. Основные подходы к определению статуса философии образования.

7. Проблемы современного образования в контексте философского знания.

8. Предмет философии образования.

9. Различия теоретической деятельности.

10. Обоснование термина «деятельность».

11. Социально-философское понятие «деятельность».

12. Предметность деятельности.

13. Предметы теории деятельности.

14. Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.

15. Система познания Аристотеля.

16. Платон о содержании воспитывающего обучения.

17. Сократ о собственно человеческом начале в образовании.

18. Термин «социально-педагогическая деятельность».

19. Характеристика социально-педагогической деятельности.

20. Зарождение научно-педагогической науки.

21.Назначение социальной работы как науки.

22. Исследование проблем социальной работы.

23. Качественные и количественные методы исследования.

24. Образовательный идеал Платона.

25. Процесс в онтологических схемах.

26. Герменевтический анализ современного образовательного процесса.

27. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.

28. Учебная дисциплина.

29. Учебный план.

30. Учебная программа.

31. Процессы в понимании человеческой деятельности.

32. Представление о социализирующем процессе.

33. Многомерность социализирующего процесса.

34. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции.

35. Особенности педагогического идеала эпохи средневековья.

36. Педагогический идеал Возрождения и Реформации.

37. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности.

38. Специфика педагогического идеала в России.

39. Основания для классификации современных направлений обучения.

40. Особенности традиционного и проблемного обучения.

41. Варианты программированного обучения.

42. Особенности знаково-контекстного обучения.

43. Выбор темы.

44. Квалификационные требования к научной работе.

45. Планирование работы.

46. Написание научной работы.

47. Работа над введением.

48. Методика изложения содержания и стилистика.

49. Процесс педагогической практики и его основные положения.

50. Функции педагогической практики.

51. Научно-педагогическая практика.

Основная литература
1. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. – М.: Гардарики, 2001. – 160 с.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 128 с.

3. Вопросы философии. 1999. № 8.

4. Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998.

5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996.–215 с.

6. Кильберг-Шахзадова Н.В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

7. Кильберг-Шахзадова.Н.В. Основы социальной педагогики. – Нальчик, 2003. – 58 с.

8. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Учеб пособие. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 412 с.

10.Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1–2. – М.–Тула, 1993.

11.Шахзадова Н В. Социальный педагог и его деятельность: Учебное пособие. – Нальчик, 1995. – 58 с.

12. Шахзадова Н В. Перспективы развития социального образования и подготовки специалистов социализирующей деятельности. – М.: Социально-технологический институт, 1998. – 221 с.

13. Шахзадова Н. В. Социализирующая деятельность в структуре образования: социологический аспект. – Нальчик, 1999.
Тесты по учебной дисциплине

«Организация и методика научно-педагогической деятельности»
Введение в предмет. Предмет и задачи курса

Изучение какой-либо учебной дисциплины начинается обычно:

с получение ответов на ряд вопросов

с выявлением места учебной дисциплины в системе новых социальных знаний

с изложения учебной дисциплины

с основных вопросов организации и методики научно-педагогической деятельности

Предметом изучения учебной дисциплины является:

изучение основной и дополнительной литературой

изучение научно-педагогической деятельности в области социальной работы

решение основной задачи предмета изучения

определение места дисциплины в учебном плане

Основной задачей учебной дисциплины является:

исследовать научно-педагогическую деятельность

обосновать социально-философский анализ научно-педагогической деятельности

выявить специфический объект изучения

изучения новейших теоретических изысканий в области научно-педагогической деятельности
Раздел I. Теоретические традиции образования

и представления о деятельности

Понятие «образование» соотносится с таким, как

образ, пайдейя;

сохранение и передача знания;

процесс обучения;

приобретение навыков.

Образование можно интерпретировать, как:

как «образ мира и места человека в нем»;

«образ Божий».

учением о созерцательном блаженстве

как способ саморазвития индивида, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми.

Кризис современного образования связан:

с кризисом общественной системы;

системным характером образования.

с индивидуальной свободой выбора форм и содержания образования

со строгой упорядоченностью, системностью и дисциплинированностью процесса познания

В первые сущность образования раскрыта Платоном в труде:

«Тимей»


«Государство»

«Федр»


«Пир»

В первые сущность образования раскрыта Аристотелем в труде:

«Органон»

«Политика»

«Метафизика»

«Риторика»

В эпоху Возрождения образование рассматривается, как:

«образ Божий».

способ саморазвития человека, приобщения, вхождения его в культуру, в мир, в общение с другими людьми

учением о созерцательном блаженстве

познавательное отношение человека к миру

В эпоху Просвещения образование связывали:

со способом преобразования природных задатков и возможностей

с понятием «естественное образование»

с культурой

с понятием «горообразование»

По Канту образование – это:

«возрастание к гуманности»

«образ», обладающий двусторонностью...»

формирование нравственности

духовная сторона существа субъекта

По Гегелю образование – это:

формирование нравственности

«возрастание к гуманности»

«образ», обладающий двусторонностью...»

духовная сторона существа субъекта

Сущность образования – это:

процесс обучения

системность процесса познания

дисциплинированность процесса познания

возвращение к себе, предпосылкой чего служит отчуждение

Кому из современных философов принадлежит следующее определение: «философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их»:

В. Лекторскому

Э. Крапивенскому

Е. Кемерову

М. Мамардашвили

Философия образования рассматривает:

научно обоснованную и общественно признанную научную парадигму

систему взглядов человека на мир и место в нем человека

познавательное отношение человека к миру

общие проблемы сущего и должного в сфере общественной жизни любой страны

Культурно-историческая трактовка понятия «образование» – это:

возвращение к себе

механизм сохранения и передачи социально значимого содержания из поколения в поколение

способ преобразования природных задатков и возможностей

передачи добродетели последующим поколениям

Философия образования, как и многие другие отрасли частно-философского знания, есть:

специфическая прикладная философия

сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов

наука об образовании

то есть философия, обращенная к образованию

Кому принадлежит следующее высказывание об образовании: «...образование включает в себя понятие «образ», обладающий двусторонностью...»:

Гегелю


Канту

Герберу


Бергсону

Одним из статусов философии образования является:

принятия ответственных стратегических и политических решений.

гармония дедуктивной и индуктивной логики становления философии образования

конфессионализация образования

регионализация образования

Одним из статусов философии образования является:

эпизодические знания общефилософского характера

специфическая прикладная философия

коммерциализация образования

деформация образования

Одним из статусов философии образования является:

мобилизация охранительных, защитных ресурсов педагогики.

научный характер знаний в современной философии

вненаучный способов познания

интернализацию социокультурных ценностей общества

Одним из статусов философии образования является:

эпизодические знания общефилософского характера

вненаучный способов познания

специфическая прикладная философия

принятия ответственных стратегических и политических решений

Исходная позиция в анализе статуса философии образования состоит:

в общефилософском учении, обращенном к образованию

во взаимосвязи обучения и воспитания

в признании научного характера знаний

в построение образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства

Теоретическая деятельность заключается:

в основе научного анализа социальных форм человеческой деятельности.

вненаучный способов познания

в философской рефлексии на всеобщие основы осознаваемого бытия людей

взаимосвязь обучения и воспитания

Теоретическая деятельность имеет место:

в теории особенного

в основе научного анализа социальных форм человеческой деятельности

в непрерывном образовании

в сфере российского образования

В философской трактовке деятельность определяется, как:

инструмент изучения человеческой сущности в целом;

основные элементы структуры.

тенденция развития бытия в целом

динамика образования

В философской трактовке деятельность определяется, как:

процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу

коммуникативное взаимодействие

оценочные суждения

функция воспроизводства общественного человека

Различия теоретической деятельности заключается:

в основе научного анализа социальных форм человеческой деятельности.

оценочных суждениях

коммуникативном взаимодействии

в теории особенного;

Кому принадлежит обоснование деятельности как «способа существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности...»:

М. С. Кагану;

Г. С. Батищеву

О. Г. Дробницкому

Л. П. Буевой

Теоретическая деятельность имеет место:

в основе научного анализа социальных форм человеческой деятельности

в деятельности человека «как природного индивида»

в способе воспроизводства социальных процессов

в философской рефлексии на всеобщие основы осознаваемого бытия людей

Кому принадлежит обоснование термина «деятельность» как «специфический человеческий способ отношения к миру»:

Л. П. Буевой;

К. Марксу.

М. С. Кагану

А. Н. Леонтьеву

Термин «деятельность» обозначает:

как отчужденная социальная форма бытия

понятие инструмента изучения человеческой сущности в целом отдельных ее социальных форм (процессов)

процесс


действия

В социально-философском плане понятие «деятельность» используется:

для полноты исходного теоретического базиса науки.

для характеристики специфического способа человеческого бытия

для операций и производства средств

материальных и духовных ценностей общества

Понятие «деятельность» определяет:

философскую парадигму человеческого бытия

социологическую парадигму человеческой деятельности

объясняет совместную и индивидуальную жизнь людей, их взаимодействия с природой

психологическую парадигму человеческой деятельности

Под предметностью деятельности понимается:

состояние отчужденности предметных аспектов в процессе активности индивидов.

построение программ

прямолинейное овеществление, как растворение процесса деятельности вещью

что любая человеческая активность

Предмет теории образовательной деятельности – это:

социальная и профессиональная адаптация учащихся

глубокое понимание интересующей науку реальности

искусственные средства и способы преобразующего понимания разных форм образовательного пространства

знания, умения и навыки
Раздел II. Основы деятельности

Система познания Аристотеля сводилась:

свелась к пересмотру философской основы идеи, как форме сущностей

к сущности вещей составляющих неотъемлемую часть самих предметов познания

к воспитанию личности

к рассмотрению системы устройства идеального государства Платона

Система познания Платона сводилась:

к идее наивысшего блага

к воспитывающему обучению

к здоровому образу жизни и укреплению основы работоспособности

к системе общественного воспитания

Учение Сократа направлено:

на традиционное воспитание

на нахождении противоречий в поступках, мыслях и понятиях человека

на философское понимание личности

на собственно человеческое начало в образовании

Предмет теории образовательной деятельности – это:

цель фундаментальной теории образовательной деятельности

знания, умения и навыки

цели и средства

культурные потребности и творческие способности

Сущность педагогической деятельности заключается:

в знании, полученном в процессе обучения и воспитания

в философском понимании личности

системе общественного воспитания

в знаниях, умениях и навыках

Изначально смыслом научно-исследовательской деятельности является:

мир в целом и человек как его неотъемлемая часть

педагогическая деятельность

научное обоснование педагогической деятельности

философское понимание личности

Зарождение научно-педагогической науки связано с:

педагогической деятельностью

научным обоснованием педагогической деятельности

традиционным воспитанием

с идеей о наивысшем благе

Связь предметности и социальности в человеческой деятельности заключается:

в форме социальной жизни

в воспроизводстве социального процесса

в общественной сущности бытия

в наличии социальных форм бытия

Значение науки в деятельности связано с:

воспроизводством социального процесса

необходимостью по-новому решать глобальные проблемы 3 –

философским пониманием личности

наличием социальных форм бытия

Назначение социальной работы как науки

преобразовывать мир для своих целей

воспроизводить социальный процесс

исследовать существующие социальные явления и процессы

исследовать социальные формы бытия

Тенденция научно-педагогических исследований связана с:

исследованием социальные формы бытия

изучением социальных явлений

выдвижением на первый план содержательного аспекта педагогической деятельности

воспроизводством социальных процессов

Социально-педагогические явления связаны:

с социальной работой

с социальной направленностью в деятельности специалиста

с социально-педагогической практикой

исследованием социальные формы бытия

Качественные методы исследования применяются для:

выявления количественных признаков социальных процессов

анализа общих закономерностей

для исследования отдельных ситуаций

структурного описания и объяснения динамики социальных процессов

Количественные методы исследования применяются для:

выявления качественных сторон социальной работы

исследования системных структур

структурного описания и объяснения динамики социальных процессов

выявления количественных признаков

Исходным условием исследования является:

разработка программы эксперимент

наблюдение

анкетирование

междисциплинарный характер

Социально-педагогической деятельность характеризуется, как:

процесс достижения социально-педагогических целей.

деятельность, зависящая от социального заказа общества или отдельного социума

использование воспитательных возможностей среды

создание (преобразование) педагогической ситуации среды

Термин «социально-педагогическая деятельность» связан с:

использованием воспитательных возможностей среды

социальной направленностью

общественной сущностью бытия

процессом достижения социально-педагогических целей

Эффективность социально-педагогической деятельности зависит от:

создания (преобразование) педагогической ситуации среды

качества деятельности в социальной сфере

процесса достижения социально-педагогических целей

использования воспитательных возможностей среды
Раздел III. Процессы деятельности

Образовательный идеал Платон видел:

в физическом и духовно-нравственном совершенствовании человека

в неразделимости человека и мира

в гармонии человеческого бытия

в формировании здоровой души и развитого ума

Онтологический принцип мира у Платона – это:

соразмерность Космоса, мира вещей миру идей, человека Космосу

физическое совершенствование человека

духовно-нравственное совершенствование человека

связь человека с миром

Синергетика как методология раскрывает:

лишь приблизительное качественное описание процесса самоорганизации сложных систем

процессы нелинейного развития открытых самоорганизующихся систем на уровне явления

связь микроскопических параметров порядка с характеристиками явлений на макроуровне

соразмерность Космоса, мира вещей миру идей, человека Космосу

Процесс в онтологической схеме Платона выражен:

в понимании интеллигибельности

в философско-метафизическом языке

в гармоничности живого Космоса

в соразмерности Космоса, мира вещей и человека

Подход к анализу современного образовательного процесса можно обосновать:

онтологии Аристотеля

традиции Платона

с помощью герменевтической позиции Г. Гадамера

диалога разных культур

Сущности психологического понятия «развитие» обозначает:

поступательно-прогрессивные изменения

количественные и качественные изменения

различные изменения в организме личности ребенка

психосоматические и духовные изменения

Питательной средой человеческого образования является:

педагогические ценности

вовлечение в поток жизнедеятельности

возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности

общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в социальной деятельности людей

Одной из характеристик развития являются:

обучение


внешние условия созревания

мышление ребенка

единство изменения и сохранения

Физическое развитие индивида осуществляется с помощью:

учебных предметов

формирования эстетической основы его индивидуальности

формирования нравственной основы его индивидуальности

различных видов и форм образования

Состав и содержание учебных дисциплин задаются:

направлением и профилем образования

механизмами усвоения знаний

видами образования

формами образования

Учебная дисциплина представляет собой:

модель определенного вида профессиональной деятельности

модель различных форм образования

профиль образования

механизм усвоения знаний

Учебные дисциплины охватывают:

процесс освоения знаний

широкий спектр наук

теоретические основы специализации

профессиональное мастерство

Отбор учебных предметов может быть охарактеризован:

одной позиции

двух позиций

трех позиций

четырех позиций

Учебный план это документ.

технологической схемы

формы преподавания

отвечающий концепции образования

определяющий последовательность предметов

В классификацию учебных дисциплин могут быть введены:

формы организации учебного процесса

технологии

формы аттестации

ряд критериев, определяющих соответствие структуры дисциплин

Учебная программа есть:

документ


инструмент учебного процесса

некое распоряжение, задание участнику

цикл учебных занятий

Учебные программы представляют:

формы организации учебного процесса

инструмент учебного процесса

цикл учебных занятий

тезисное, концептуальное изложение науки

Учебная программа должна:

отражать содержание научной деятельности

раскрывать учебную деятельность

практическую деятельность

определять смысл изучения дисциплины

Гуманитарное содержание учебной программы обнаруживается:

социологической диагностикой содержания учебной программы

соотношением содержания учебной дисциплины

состоянием профессионализма студента освоить, необходимый комплекс знаний, умений и навыков

побудительными, коммуникативными, ориентационными механизмами поведения субъектов

Учебная деятельность – это:

деятельность, направленная на формирование профессиональной компетентности

действенная форма в образовательном процессе

смысл изучения дисциплины

учебный процесс

Люди и вещи рассматриваются:

в процессах человеческой деятельности

в индивидуальном и коллективном бытии

в связях и отношениях

во взаимодействии

Человек развивает:

свои деятельные способности, создает новые формы реализации своих сил

способ бытия

реализует и модифицирует социальный процесс

научные связи и культурные контакты

Деятельность людей понимается как:

движение вещей

внешний по отношению к индивидуальному человеческому бытию процесс.

обучения работников

человеческое взаимодействие

Бытие человеческих индивидов зависит от:

социального процесса вообще

включение человека в процессы

человеческой деятельности

формирования собственных сил

Процесс выявляется:

в изменении объектов-вещей

в традиционном противопоставлении «вещи – процессы»

условие, господствующих форм непосредственной зависимости между людьми

в простой кооперации и совместности

Процессуальность человеческого бытия порождается:

фрагментами человеческого бытия

отдельными моментами социальных процессов

прерывностью человеческой реальности, поиском практических стандартов на силы или схемы человеческой деятельности

социальным качеством

Формы человеческого бытия – это:

социальные процессы

способ представления людей и вещей

социальные институты, учреждения

человеческая деятельность

Социализирующий процесс – это:

схема «со-бытия людей»

схема «со-бытия вещей»

определенная последовательность стадий, состояний, механизмов вещей и людей

отражение со-бытия

Социализирующий процесс можно представить как:

процесс по социальному преобразованию вещей и людей в различных формах человеческого бытия и человеческой деятельности

развития человеческих сил

определенную последовательность стадий, состояний, механизмов вещей и людей

многомерное явление, сменяющееся другими явлениями, распределившимися в пространстве и времени

Движение предметов в формах социализирующего процесса предполагает:

реализацию сил

создание других предметов

замещение одних предметов другими

соответствующие силы людей, либо заложенную ранее деятельность

Стадийность бытия человеческого индивида раскрывается в том:

идет постоянный перенос и смена социальных человеческих качеств

сохраняется живая деятельность людей

организуется или поддерживается определенная система общественных отношений

что человек выступает одним из множества общественных субъектов

Многомерность социализирующего процесса представляется в:

человеческой самореализации

структурности социализирующего процесса

новых формах сочетания сил общественных индивидов

вещном бытии

Индивидуальная самореализация человека развертывается как:

многомерный процесс

новая форма сочетания сил общественных индивидов

многомерность мира вещей

сохранение живой деятельности людей

Развертывание индивидом своих способностей в предметную форму строится при:

явном (в ходе социализации личности) или скрытом содействии других людей

овеществление индивидом способностей

владение предметной способностью

социализации
Раздел IV.

Значение методов обучения в педагогической деятельности

Цели обучения определяют:

степени обобщенности в образовательной практике

успешность процесса обучения

социально-экономическое состояние общества

духовную культуру и жизненные ценности членов общества

Цели образования предполагают:

учебный процесс

существование разных систем обучения

деятельность учителя

успешность процесса обучения

Образовательная цель связана:

с государственно-общественными институтами

с проблемой передачи педагогами и усвоение обучающимися знаний

с культуры, укреплением гражданского статуса и морально-правовых устоев членов общества

жизнеобеспечением общества

Цель обучения связана:

с проблемой передачи знаний

усвоением знаний

с конкретным уроком

с успешностью образовательного процесса

В первобытном обществе о бучение и воспитание осуществляется:

путем передачи знаний

через усвоение знаний

через усвоение жизненно необходимых знаний и умений

через передачу культурного опыта

У истоков зарождения эвристического метода обучения стоял:

Демокрит


Платон

Сократ


Аристотель

Идею создания систем государственных школ выдвинул:

Сократ


Аристотель

Демокрит


Платон

Рассматривать обучение как организацию деятельности на ескольких этапах предложил:

Сократ


Демокрит

Платон


Аристотель

Педагогический идеал эпохи средневековья –

обобщить теоретические основы воспитания

образованный человек

сообразовывать воспитание с природой ребенка

воспитательный идеал Нового завета с его проповедью любви

Педагогический идеал Возрождения –

рыцарское воспитания

истоков зарождения эвристического метода обучения

идею создания систем государственных школ

вопрос об этимологии слова образование

Педагогическим идеалом Реформации был

человек, умеющий работать, уважать физический труд, исповедовать христианские идеалы

рыцарь, овладевший различными умениями и навыками

человек, ограниченный монархическим строем

широко образованный и критически мыслящий человек

Педагогический идеал Просвещения – это:

целостное развитие личности

мыслящий человек

человек, умеющий работать

человек, уважающий физический труд

Главной задачей обучения и воспитания детей считалась:

отношение к рациональному знанию

нравственно-религиозное воспитание

всестороннее развитие личности

воспитание развитой личности

Обучение – это:

приобретение нужных знаний, умений, навыков

фундаментальное психологическое и педагогическое явление

приобретение нужных умений

приобретение нужных навыков

Основу системы знаний по Аристотелю составляют:

объяснения

логика и метафизика

повторение действия

способ познания

Традиционно организованное обучение обладает

самой формальной образованности

социальной востребованностью образования

все меньшими возможностями реально влиять на усвоение транслируемого

социальным статусом образованности

Проблемное обучение основано на:

принципе знания

познавательной потребности

получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем

интеллектуальной возможности решать задачу при наличии затруднения

Традиционное обучение можно охарактеризовать как:

полученные знания посредством решения теоретических и практических проблем

познавательную потребность

контактное или дистанционное, сообщающее, основанное на принципе знания

противоречия между старым и новым, известным и неизвестным знанием

Одна из задач прогроммированного обучения:

создать проблемную ситуацию

получить нужную информацию

освоить обучающую программу

разработать систему ориентиров

Знаково-контекстное, или контекстное обучение:

когда в процессе обучения получают нужную информацию

когда получают знания посредством решения теоретических и практических проблем

создается проблемная ситуация

это когда информация предъявляется в виде учебных текстов
Раздел V.

Организация научно-педагогической деятельности

От правильного выбора темы научной работы зависит:

личностная способность исследователя

актуальность темы

ориентация в потоке информации

успех всего дела

Предпочтительно, чтобы окончательная формулировка темы была:

была четкой и достаточно краткой

отражала суть рассматриваемой проблемы

полностью содержательной и раскрывать структуру работы

понятной

Научная новизна – это:

признак, дающий автору право на использование понятия «впервые»

факт отсутствия подобных результатов до их публикации

оригинальность темы

никем доселе не сформулированные положения

Рабочий план представляет собой

черновой набросок исследования

логическую связь между последовательными разделами

хронологическую последовательность

реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов

Логическая структура научной работы

реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов

логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений

логическая связь между последовательными разделами

правильное расположение отдельных параграфов.

При делении главы на параграфы нельзя

нарушать логическую связь

нельзя перескакивать через отдельные классификационные виды

сокращать слова

вводить лишние слова

Педагогическая практика призвана

дать практической подготовки студенту к самостоятельной работе

осуществлять подготовку студента к педагогической деятельности

дать теоретическую подготовки студенту к самостоятельной работе

широкие возможности для обогащения творческого потенциала личности

Эффективность педагогической практики определяется:

уровнем взаимодействия ученых

уровнем взаимодействия педагогического коллектива

уровнем организации и руководства практикой

степенью применения в процессе прохождения практики новейших достижений науки и передового педагогического опыта

Программа педагогической практики предусматривает

применение новейших достижений науки

применение передового педагогического опыта

выполнение студентом некоторых видов исследовательской работы

воспитательную работу

Программа педагогической практики предусматривает

применение новейших достижений науки

применение передового педагогического опыта

систему общественной деятельности студента на всех этапах его обучения в вузе



воспитательную работу



скачать


Смотрите также:
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности
438.17kb.
Программа курса для специальности 031501-Искусствоведение москва 2009 Введение Предмет цели и задачи курса
566.31kb.
Лекция Предмет инновационного менеджмента. Цель, задачи, содержание и методика курса
33.62kb.
Решение задачи одним из математических методов
433.59kb.
Конкурс ученических проектов «Новый взгляд на школьный предмет»
148.65kb.
Краткое содержание курса Задачи курса. Место социологии в системе наук. Предмет и структура социологии. Предыстория социологии
60.07kb.
Программа курса для 8 класса (И. Г. Семакин), 1 час в неделю, 35 часов Поурочное планирование курса
71.86kb.
Программа предмет русский язык основное общее образование, 7 класс
500.12kb.
Предмет, объекты и задачи криминалистики Предмет криминалистики
172.71kb.
Программа предмет история основное общее образование, 7 класс
308.57kb.
Вопросы к зачету по курсу «Новая история стран Азии и Африки, IV курс. Часть I. Предмет и задачи курса «История Азии и Африки в Новое время»
23.29kb.
Культура как предмет исследования
94.91kb.