Главная стр 1
скачать
1. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Индекс потребительских цен, Российская Федерация, 2006 г.






в % к предыдущему месяцу

в % к декабрю 2005 г.

январь

102.43




февраль

101.66




март

100.82




апрель

100.35




май

100.48




июнь

100.28




июль

100.67




август

100.19




сентябрь

100.09




октябрь

100.28




ноябрь

100.63




декабрь

100.79




а. В каком месяце наблюдается наибольшая инфляция? Почему, по-вашему мнению?

б. Заполните последний столбик таблицы

в. В конце декабря 2005 г. средний размер пенсии в РФ составлял 2 364 руб. Чему он должен был быть равен в конце декабря 2006 г. при индексации в соответствии с ИПЦ?

г. Фактически, в конце декабря 2006 г. средний размер пенсии в РФ составлял 2 726 руб. Как изменился размер пенсии за 2006 г. в реальном выражении?


2. The Case: «Наблюдение за динамикой цен в России».

Общая информация.

Инфляция – один из важнейших макроэкономических процессов. Для принятия большого количества экономических решений необходимо знать прошлый и прогнозировать будущий темп инфляции в стране. К примеру, такая информация необходима маркетологам для разработки стратегии ценообразования, банкирам для точного установления ставок по кредитам и вкладам, инвесторам для оценки будущей отдачи от проектов, профсоюзам для аргументированной борьбы за повышение заработных плат, государственным чиновникам для принятия решений об индексации пенсий и.т.д. и.т.п. Снижение темпов инфляции может даже стать важным фактором в политической борьбе. Таким образом, значение темпа инфляции, как ключевого макроэкономического показателя трудно недооценить. Наиболее известные из показателей, характеризующих инфляцию – индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП) публикуются Росстатом ежемесячно (в докладе «Социально-экономическое положение России» и на сайте Росстата в Интернете). Их же, а также множество других показателей можно найти в статистических сборниках. Например, вот ряд индексов, которые представлены в сборнике «Цены в России. 2006» (Росстат - M., 2006. – 190 c.):


  • Индекс потребительских цен

  • Индекс цен на рынке жилья

  • Индекс цен производителей

  • Индекс цен производителей сельхозпродукции и промышленной продукции и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями

  • Индекс цен строительной продукции

  • Индекс тарифов на грузовые перевозки

Имеется и детализация. Так, например, кроме общего ИПЦ, публикуются отдельные данные по субъектам Российской Федерации, для отдельных видов продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг населению.

Важно выбрать из большого количества показателей, предлагаемых нашими статистиками, наиболее подходящие для конкретных целей и правильно их интерпретировать. Необходимо также отдавать себе отчет о проблемах, которые остаются за рамками официальных публикаций.


Методики наблюдения за разными типами цен и формирования итоговых показателей могут несколько отличаться в разных случаях1, однако у всех них есть общие черты.

В любом случае первоначально формируется список наиболее важных и показательных товаров и услуг (возможно, не только отечественных, но и импортных), за ценами на которые производится наблюдение (в экономической литературе его часто называют «корзиной»). Цены на товары и услуги из корзины периодически (для большинства показателей ежемесячно) измеряются во всех субъектах Российской Федерации. После этого строится средневзвешенный обобщающий показатель. К примеру, в случае с ИПЦ он рассчитывается так:



, где показывает, как изменились потребительские цены в периоде 1 по сравнению с периодом 0 (который часто называют базовым), n – общее количество товаров и услуг в корзине, и – средняя цена j-го товара/услуги в текущем и базовом периоде соответственно, а - вес, с которым изменение цен на этот товар/услугу учитывается в общем индексе. Величина этого веса определяется долей расходов на j-ый товар/услугу среднестатистического потребителя в его суммарных расходах. Для определения весов проводятся обследования бюджетов домашних хозяйств, используются экспертные оценки, данные о структуре розничного товарооборота, и другие источники. Пересмотр системы весов, используемой при построении индексов потребительских цен, осуществляется ежегодно.

Любой из индексов цен может публиковаться в нескольких вариантах:



  • к предыдущему периоду (например, цены в марте 2007 по сравнению с ценами в феврале 2007),

  • к концу прошлого года (например, цены в марте 2007 по сравнению с ценами в декабре 2006),

  • к аналогичному периоду прошлого года (например, цены в марте 2007 по сравнению с ценами в марте 2006).

Это связано с тем, что индексы цен делятся на базисные и цепные.

Базисный индекс сравнивает цены в любом рассматриваемом периоде с одним и тем же базовым периодом, например цены в марте, в апреле, в мае и.т.д. сравниваются с ценами в декабре прошлого года (в нижеследующих примерах цифры вымышленные):

При использовании таких индексов, для того, чтобы определить, насколько изменились цены, к примеру, в марте по сравнению с январем, необходимо:



  • поделить соответствующие базовые индексы: 101/102 ≈ 0,99 (т.е. уровень цен в марте составил 0,99, или 99%, от январского уровня) или

  • рассчитать процентное их изменение: (101-102)/102 100% ≈ -1% (т.е. цены в марте снизились на 1% по сравнению с январским уровнем).

Между двумя полученными величинами имеется взаимно однозначное соответствие. Первую (0,99) часто называют темпом роста, а вторую (-1%) – темпом прироста. Темп роста больший 1 (100%) или положительный темп прироста показывает, что цены растут. Темп роста меньший 1 (100%) или отрицательный темп прироста показывает, что цены падают.

Цепной индекс сравнивает цены в рассматриваемом периоде с предыдущим, например цены в марте с ценами в феврале, цены в апреле с ценами в марте, цены в мае с ценами в апреле и.т.д. То же самое изменение цен, что и на предыдущем рисунке, будет отображено с помощью цепных индексов приблизительно (с округлением) так:

При использовании таких индексов, для того, чтобы определить, насколько изменились цены, к примеру, за два месяца – январь и февраль, необходимо:



  • перемножить соответствующие индексы, которые в данном случае представляют собой темпы роста цен за месяц: 1,021,01 ≈ 1,03 или

  • сложить соответствующие темпы прироста: +2% + 1% = +3% (данная форма вычислений является приблизительной и для больших изменений дает приблизительный ответ с большой погрешностью)

Как правило, базисный метод применяется в стабильных условиях и при низкой инфляции. Цепной метод - при нестабильном характере предложения и ассортимента товаров и услуг, за ценами на которые ведется наблюдение, частой смене организаций, участвующих в наблюдении за ценами.

Ответьте на вопросы:

а. Какие индексы представлены в нижеследующей таблице, базисные или цепные?



Индексы потребительских цен для Российской Федерации, декабрь данного года к декабрю предыдущего года, %

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

940

315

231

122

111

184,4

136,5

120,2

118,6

115,1

112

111,7

110,9

109

Источник: Росстат

Во сколько раз, и на сколько процентов выросли цены за 2006 год? За 1993 год? Что происходило с ценами в России в 1993-2006 гг.? Наблюдались ли в какие-нибудь периоды:



  • дефляция (снижение уровня цен)

  • дезинфляция (снижение темпа роста цен)

  • ускорение инфляции

Какие действия можно совершать с данными из таблицы? В частности, как посчитать, как изменились цены за период с начала 2000 до конца 2006 г.?

б. Предположим, в гипотетической стране за год цены на продовольственные товары выросли в 1,5 раза, цены на непродовольственные товары – в 2 раза, а цены на услуги – в 4 раза. Рассчитайте ИПЦ в двух разных случаях:



  • если среднестатистический потребитель тратит на продовольствие 50%, на непродовольственные товары 40% и на услуги 10% своего бюджета,

  • если среднестатистический потребитель тратит на продовольствие 20%, на непродовольственные товары 30% и на услуги 50% своего бюджета.

Сделайте вывод. На его основе объясните, почему ИПЦ мало среагировал на рост цен на жилье в 2005-06, но заметно вырос вследствие роста цен на продукты осенью 2007 (только за три недели октября 2007 г. прирост составил 1,3%, тогда как за весь октябрь 2006 – только 0,28% – см. таблицу к вопросу 3).

в. В 2006 г., по данным известной консалтинговой компании Мercer Human Resourse (MHR), Москва заняла первое место в рейтинге самых дорогих городов в мире, опередив Токио и Сеул. Данная новость может удивить многих москвичей, бывавших в США, западной Европе или Японии и сравнивавших цены, например, бутылки кока-колы, завтрака, проезда на общественном транспорте, коммунальных услуг и.т.д. у нас и за рубежом. Также известно, что прожиточный минимум в российской столице абсолютно не соответствует другим самым дорогим городам мира.

Объясните парадоксальный результат, полученный MHR. Воспользуйтесь тем фактом, что рейтинги MHR ориентированы на крупные корпорации, которые отправляют своих сотрудников на работу за рубеж. При этом MHR сравнивает уровень цен в разных городах мира на основе «корзины» некоторых товаров и услуг, которые потребляет командированный в это город высокооплачиваемый сотрудник (например, топ-менеджер). Какие товары могут входить в эту корзину?

Сделайте вывод. Исходя из него, как вы объясните смысл заголовка статьи Ф. Чайки и Е.Николаевой в газете «Известия»: «У каждого своя инфляция»? Почему при росте цен на продукты «инфляция для бедных» может быть сильнее «инфляции для богатых»?


Дополнительно: темпы роста и прироста.

Располагая набором базисных индексов за какой-либо период, всегда можно перейти к цепным индексам. Наоборот, от цепных индексов можно перейти к базисным. Прежде чем показать, как это делается, введем еще один термин, знакомство с которым существенно облегчает операции с процентными величинами. Величина, рассчитанная как (индексы t и t-1 соответствуют разным моментам времени), называется темпом роста2. С темпами прироста, выраженными в процентах, строго говоря, нельзя совершать никаких арифметических действий (небольшие темпы прироста можно складывать и вычитать, но это дает только приближенный результат). Но от темпов прироста можно перейти к темпам роста, которые можно умножать и делить. Чтобы это продемонстрировать, рассмотрим простейший пример. Предположим, некий товар первоначально стоил 200 руб., потом он подорожал до 400 руб., а потом еще раз, и стал стоить 500 руб.

С помощью темпа прироста можно ответить на вопрос «на сколько процентов подорожал товар?». При первом подорожании, цена выросла на , затем еще на . В целом за два раза цена выросла на . Обратите внимание, что , что подтверждает. что темпы прироста нельзя складывать.

С помощью темпа роста можно ответить на вопрос «во сколько раз подорожал товар?». При первом подорожании, цена выросла в раза, затем еще в раза. В целом цена выросла в раза. Обратите внимание, что если исходную цену увеличить в 2 раза, а потом полученную цену еще в 1,25 раза, то суммарный рост равен . Таким образом, перемножать темпы роста вполне корректно.

Обратите внимание, что темпу прироста 25% соответствует темп роста 1,25. Между этими двумя показателями существует взаимно однозначное соответствие. Для того чтобы от темпа прироста перейти к темпу роста, его необходимо разделить на 100% и прибавить 1. В нашем случае . Для того чтобы от темпа роста перейти к темпу прироста, из него необходимо вычесть 1 и потом умножить на 100%. В нашем случае .

Предположим теперь, что у нас есть два цепных индекса – для января (102) и февраля (101). На их основе можно сразу определить, что цены за январь месяц выросли на 2%, а за февраль – на 1%. Насколько выросли цены за январь и февраль вместе взятые? Корректный расчет3 требует перейти от темпов прироста к темпам роста (2%→1,02 и 1%→1,01) и перемножить получившиеся темпы роста: . После этого полученный темп роста перевести обратно в темпы прироста (1,0302→3,02%), или заметить, что уровень цен в базовом периоде, принятый за 100%, вырос в 1,0302 раза и стал равен от уровня конца декабря. Таким образом, за январь и февраль вместе взятые цены выросли на 3,02%, а базисный индекс в конце февраля должен быть равен 103,02.



С другой стороны, если у нас есть два базисных индекса – для февраля (103) и для марта (101). Зная их, можно определить темп роста цен за март как . Тогда, если уровень цен в конце февраля принять за 100%, в конце марта он будет равен , т.е. цепной индекс для марта равен 98%.


1 Подробнее о методике расчета различных ценовых показателей см. Методологические положения по статистике. Вып. 5/ Росстат. – М., 2006. – 510 с., с. 144-293


2 Иногда темп роста домножают на 100%, но при этом он теряет некоторые полезные свойства.

3 В данном случае мы могли бы использовать приближенный расчет, просто сложив 2% + 1% = 3%.

Ким И.А. Экономическая теория. стр.


скачать


Смотрите также:
1. Изучите таблицу и ответьте на вопросы
101.32kb.
Задание проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы
81.24kb.
Контрольные вопросы по учебной дисциплине «Основы семейной психологии»
56.19kb.
Фио полностью формуляр документа XVI xix вв. Вопросы и задания Дайте определение понятий: реквизит
30.45kb.
Письменная работа по 1 модулю
88.17kb.
«Без географии вы нигде»
190.96kb.
Теперь, когда мы с вами подробно рассмотрели первый, царский период истории Римского государства, ответьте на предложенные вопросы
10.02kb.
Российская империя на рубеже XIX xx вв. Ответьте на вопросы
10.77kb.
Контрольная работа по литературе. 8 класс. Ответьте на вопросы
16.76kb.
«Тундра»(4 класс)
175.46kb.
Лист. Внешнее строение листа
43.92kb.
Как бы вы назвали этот логический ряд? Продолжите его
13.02kb.