Главная стр 1
скачать
БИОЛОГИЯ

В 2009 государственная итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений проводилась в форме ЕГЭ в штатном режиме.

В соответствии с поставленными целями на основе спецификации и кодификатора определена структура и содержание различных вариантов тестовых заданий. В итоговую государственную аттестацию включены 7 содержательных блоков (см. спецификацию), направленных на проверку у выпускников общебиологических знаний как основы научной картины мира, экологической и генетической грамотности; практических умений и навыков.

1. Особенности заданий и организации проведения ЕГЭ по биологии в 2009 году.

В документах ФИПИ (Федерального института педагогических измерений, сайт: www.fipi.ru) представлены кодификатор и спецификация экзаменационной работы 2009 года для выпускников общеобразовательных учреждений.

В содержании экзаменационной работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, в равной мере, овладения умениями в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Структура экзаменационной работы сохранена прежней: часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех, из них с 1 по 26 - базового и с 27 по 36 - повышенного уровней; в части 2 (В) - 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 - на соответствие, 2 задания - на определение последовательности биологических явлений и процессов; в части 3(С) - 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 - повышенного, 5 - высокого уровней.

Максимальный первичный балл за задания: ч.1(А) - 36, ч.2(В) - 16, ч.3(С) - 17, всего 69. Соответственно процент данных баллов каждой части от максимального первичного балла за всю работу: 52%, 23%, 25%, в итоге - 100%.

Изменения в контрольных измерительных материалах: в отличие от 2008 года усовершенствован блок «Экосистемы и присущие им закономерности»; укрупнены темы «Биосфера - глобальная экосистема» и «Глобальные изменения в биосфере»; увеличено число рисунков в ч.1(А) и 3(С) и усовершенствованы задания с рисунками; в ч.3(С) выделены отдельные линии заданий - контролирующие знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях (С4); решение задач по цитологии (С5). Все основные характеристики работы в целом сохраняются.

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером: во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

2. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы выпускниками общеобразовательных школ по биологии.

Количество участников ЕГЭ по биологии на территории Московской области возросло от 519 в 2004 году до 4538 в 2009 году. В 2009 году в основной срок в сдаче экзамена участвовали 4414 выпускников.

Анализ выполнения заданий Части А

Часть А представляет собой 36 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх (А1 - А36) для проверки подготовки по биологии на базовом уровне и предназначается в основном для аттестации выпускников средней школы. Задания части А охватывают все разделы и аспекты общеобразовательной области «Биология». По результатам выполнения этих заданий можно составить представление о базовом уровне подготовки учащихся по основным содержательным линиям курса биологии, выяснить, обладают ли выпускники минимально достаточными знаниями по всем 7 содержательным блокам. В 2009 году изменения в контрольные измерительные материалы части А не вносились. Для выполнения экзаменационной работы по биологии в Московской области были использованы 33 варианта.


Обобщенные результаты выполнения части 1(А) экзаменационной

Работы

№ задания


Проверяемые элементы содержания

Возможный результат в баллах

Количество экзаменуемых, получивших балл

Процент от общего количества экзаменуемых

1

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.

0

1


1192; 3222

27; 73

2

Клеточная теория. Многообразие клеток.

0

1


1400; 3014

31,72; 68,28

3

Клетка: химический состав, строение, функции органоидов.

0

1


1392; 3022

31,54; 68,46

4

Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток.

0

1


1468; 2946

33,26; 66,74

5

Разнообразие организмов. Вирусы.

0

1


1593; 2821

36,09; 63,91

6

Воспроизведение организмов. Онтогенез.

0

1


1487; 2927

33,69; 66,31

7

Генетика, ее задачи, основные генетические понятия.

0

1


1606; 2808

36,38; 63,62

8

Закономерности наследственности. Генетика человека.

0

1


1073; 3341

24,31; 75,69

9

Закономерности изменчивости.

0

1


1692; 2722

38,33; 61,67

10

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы.

0

1


1349; 3065

30,56; 69,44

11

Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений.

0

1


1367; 3047

30,97; 69,03

12

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных.

0

1


1485; 2929

33,64; 66,36

13

Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих.

0

1


1445; 2969

32,74; 67,26

14

Хордовые животные. Основные классы, их характеристика.

0

1


1533; 2881

34,73; 65,27

15

Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения.

0

1


1238; 3176

28,05; 71,95

16

Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.

0

1


1901; 2513

43,07; 56,93

17

Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ.

0

1


1284; 3130

29,09; 70,91

18

Нервная и эндокринные системы человека.

Нейрогуморальная регуляция.



0

1


2019; 2395

45,74; 54,26

19

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

0

1


1493; 2921

33,82; 66,18

20

Надорганизменные системы. Вид. Популяция.

0

1


2139; 2275

48,46; 51,54

21

Эволюционные теории. Движущие силы эволюции.

0

1


1734; 2680

39,28; 60,72

22

Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов.

0

1


1957; 2457

44,34; 55,62

23

Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека.

0

1


1324; 3090

30,00; 70,00

24

Экологические факторы. Взаимоотношения организмов.

0

1


1709; 2705

38,72; 61,28

25

Экосистема, ее компоненты. Цепи питания.

Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы.



0

1


1212; 3202

27,46; 72,54

26

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере.

0

1


1089; 3325

24,67; 75,33

27

Структурно-функциональная и химическая организация клетки.

0

1


2530; 1884

57,32; 42,68

28

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза.

0

1


2220; 2194

50,29; 49,71

29

Деление клетки. Воспроизведение организмов.

0

1


2398; 2016

54,33; 45,67




30

Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма.

0

1


2337; 2077

52,95; 47,05

31

Селекция. Биотехнологии.

0

1


2245; 2169

50,86; 49,14

32

Многообразие организмов.

0

1


2461; 1953

55,75; 44,25

33

Процессы жизнедеятельности организма человека.

0

1


1868; 2546

42,32; 57,68

34

Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность.

0

1


2285; 2129

51,77; 48,23

35

Учение об эволюции органического мира.

0

1


2351; 2063

53,26; 46,74

36

Экосистемы и присущие им закономерности.

0

1


1876; 2538

42,50; 57,50

Анализ заданий части А позволил сделать заключение о том, что, во-первых, во всех предложенных вариантах задания составлены корректно; во-вторых, именно на задания части А выпускники дали наибольшее число правильных ответов.

Из приведенной таблицы видно, что наиболее высокие достижения (от 70% до 75,69%) в 2009г. выпускники показали при выполнении заданий, проверяющих на базовом уровне усвоение следующих элементов содержания биологии: методы биологической науки, уровни организации жизни; закономерности наследственности и генетика человека; ткани; органы и системы органов пищеварения, дыхания, выделения; внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ в организме человека; направления и пути эволюции; компоненты экосистемы, ее развитие; биосфера и глобальные изменения в ней.

Хороших результатов добились выпускники при выполнении заданий повышенного уровня сложности части 1(А): о метаболизме клетки, энергетическом обмене и фотосинтезе; о селекции и биотехнологии; об экосистемах и присущих им закономерностях (от 49,71% до 57,50%).

В сравнении с предыдущими годами наблюдается прогресс в усвоении знаний о клеточной теории и многообразии клеток; об особенностях строения бактерий, грибов, растений и животных; жизнедеятельности и размножении цветковых растений, о закономерностях воспроизведения организмов, о факторах риска и гигиене человека. Свыше 60% выпускников знают методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни, химический состав и строение клетки. Они владеют основными понятиями генетики и эволюционной теории.

Вместе с тем, результаты ЕГЭ показали, что около 50% выпускников не усвоили знания по определенным темам различных разделов курса «Биология». Элементами содержания, вызвавшими наибольшие затруднения, являются: органы и системы органов опорно-двигательной, покровной систем, крово- и лимфообращения; строение и функции нервной и эндокринной систем; нейрогуморальная регуляция; популяционная структура вида; энергетика клетки (сущность и результаты процессов дыхания и фотосинтеза); результаты и доказательства эволюции организмов.

Из заданий части А повышенного уровня наиболее сложными для учащихся оказались вопросы о структурно-функциональной и химической организации клетки – не справились с заданием 57,32%; о процессах деления клетки - митозе и мейозе; о влиянии мутагенов на генетический аппарат клетки и организма; о сенсорных системах; закономерностях высшей нервной деятельности человека. Наиболее слабым звеном, как и в предыдущие годы, оказались знания учащихся по систематике живых организмов и о физиологических функциях организма человека. В целом наметилась тенденция к росту правильных ответов части А по сравнению с прошлыми годами.
Результаты выполнения части А


Сопоставление показателей 2006, 2007 и 2009 годов позволяет сделать вывод, что в основном по большинству заданий части А уровень усвоения знаний повысился.

Анализ выполнения заданий Части В

С учетом требований к уровню подготовки выпускников в соответствии со стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования во второй части экзаменационной работы проверяются умения обобщать и применять знания об уровнях организации живой природы, о разнообразии живых организмов, надорганизменных системах и эволюции органического мира. Обобщение знаний по проверяемым элементам содержания (клеточно-организменный уровень организации жизни, разнообразие организмов и человек; надорганизменные системы и эволюция органического мира) направлено на использование их в практической деятельности. Задания В4 – В8 позволяют проверить умения объяснять, устанавливать взаимосвязи, сравнивать, использовать приобретенные знания и умения на практике. Например, сопоставлять особенности и устанавливать последовательность процессов жизнедеятельности различных организмов, в т.ч. человека; биологических объектов, процессов и явлений всех уровней организации жизни.

Обобщенные результаты выполнения части 2(В) экзаменационной

Работы

№ зада


ния

Проверяемые элементы содержания



Возможный результат в баллах

Количество экзаменуемых, получивших балл

Процент от общего колич. экзаменуемых

В1

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни

0

1

2



1516

1807


1091

34,35

40,94


24,72

В2

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке

0

1

2



1185

1970


1259

26,85

44,63


28,52

В3

Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира

0

1

2



1317

1553


1544

29,84

35,18


34,98

В4

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

0

1

2



2159

731


1524

48,91

16,56


34,53

В5

Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека

0

1

2



1963

993


1458

44,47

22,50


33,03

В6

Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни

0

1

2



1950

818


1646

44,18

18,53


37,29

В7

Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений

0

1

2



2333

1130


951

52,85

25,60


21,55

В8

Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов

0

1

2



1493

1331


1590

33,82

30,15


36,02

Анализ обобщенных результатов выполнения заданий части В, отраженный в таблице, показал, что как и в прошлые годы, их выполнение продолжает вызывать большие затруднения. Средний результат полного выполнения заданий части 2 (В) - 31,33%.

Наиболее доступны выпускникам задания с выбором нескольких ответов из 6. Как и в части 1(А) результаты ответов подтверждают знания достаточно большого числа учащихся по разделам: «Клетка, как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира».

Из трёх типов заданий части 2(В) самыми сложными, как и в прошлые годы, оказались задания на сопоставление (В4 – не справились с заданием 48,91%, В5– 44,47%, В6 – 44,18%), а также на установление последовательности (В7 – 52,85%). Данные задания требуют не только знаний о биологических объектах и процессах, но и умений логически мыслить, сравнивать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи. В отличие от заданий на определение последовательности процессов и явлений, они более просты по содержанию. Низкое качество выполнения этих заданий видимо говорит о том, что школьники ещё недостаточно освоили саму форму их выполнения. Средний результат выполнения заданий на установление последовательности биологических, экологических, эволюционных объектов, процессов и явлений - 25%.


Результаты выполнения части В

Сопоставление показателей 2006, 2007 и 2009 годов вместе с тем позволяет сделать вывод, что уровень усвоения знаний, проверяемых заданиями части В, повышается.

Анализ выполнения заданий части С.

Серьёзные затруднения у экзаменуемых вызвали задания части 3 (С), требующие свободного и развёрнутого ответа, последовательного и логичного изложения знаний, отбора необходимого для ответа материала, владения умением письменно излагать свои мысли. Ответы на эти задания касаются основных смысловых единиц. Иные формулировки ответа, не искажающие его смысла, допускаются за исключением задач по цитологии и генетике. Средний показатель выполнения заданий этой части составил 14,5%.

Задания группы С1 требуют свободного краткого ответа повышенного уровня на применение биологических знаний в практических ситуациях. Сами задания и критерии оценивания в основном составлены чётко и логично. Вместе с тем, некоторые вопросы требуют корректировки с целью достижения соответствия требованиям конкретной линии заданий. Отдельные уточнения нужны в задании о причине скисания молока (выпускники делают акцент на способы хранения, а не на биологические процессы); в заданиях: «коровы во время отдыха пережёвывают «жвачку», объясните это явление» (критерии оценивания предполагают более глубокую постановку вопроса); «почему перед выпасом скота на заливных лугах необходимо выяснить численность малых прудовиков, обитающих в прилегающих к ним реках».

В целом, анализ этих заданий показал, что большинство учеников затрудняются применять биологические знания в практических ситуациях: не справляются с заданиями - 35,20 %.

Результаты ответов


Баллы

Кол-во ответов

% ответов

0

1554

35,20

1

1991

45,11

2

869

19,69

Задания группы С2 с развернутым ответом высокого уровня контролировали умения работать с текстом, схемой, рисунком по всем содержательным блокам. Большинство заданий этой группы направлено на работу с рисунком, а также несколько заданий - на определение ошибок в приведенном тексте. Трудными для выполнения оказались задания на определение у эмбриона позвоночного животного зародышевых листков и формируемых из них тканей и органов; о строении генеративной почки, о функциях растительных тканей; о строении клетки эвглены зеленой и признаках, доказывающих промежуточное положение эвглены зеленой между растениями и животными; о механизме газообмена в легких ( между легочным пузырьком и капилляром крови). Многие ученики в своих работах написали термин «концентрация», а в элементах ответа в основе газообмена дана диффузия и разность давления. Термин концентрация более понятен для ученика.

Некоторые задания требуют изменения и уточнения рисунков. Например, задание, предлагающее выяснить способ поступления веществ в клетку, должно иллюстрироваться динамическим рисунком, показывающим этапы процесса фагоцитоза. Не был понятен учащимся рисунок, изображающий лёгочные альвеолы. В целом, анализ результатов выполнения заданий части С2 показал, что большинство выпускников затрудняются работать с рисунками: 3 элемента знаний указывают только 9,27%, не справляются с заданиями около 60%.
Результаты ответов


Баллы

Кол-во ответов

% ответов

0

2427

54,98

1

884

20,03

2

694

15,72

3

409

9,27

Задания группы С3 направлены на обобщение и применение знаний о биологических системах, строении организма человека и животных. Все задания составлены чётко и конкретно, однако, несмотря на это, вызвали большие затруднения. Учащиеся при ответе допускают много грубых биологических ошибок, так как вопросы подразумевают очень объемный ответ. Затруднения вызвали вопросы по курсу ботаники и зоологии, где требовалось отметить отличительные признаки: класса двудольных растений от однодольных, царство грибов от царства растений, строение костных рыб от хрящевых.

Наиболее сложными для учеников были вопросы, направленные на проверку знаний о строении и функциях организма человека. Так, ученики путают круги кровообращения, не знают элементы анализатора, в частности, неверно выделяют отделы слуховой сенсорной системы, называют среднее ухо барабанной перепонкой. Тот факт, что только 7,36% выпускников справились с заданием в полном объеме, говорит о необходимости усиления их подготовки к этой части заданий.

Результаты ответов



Баллы

Кол-во ответов

% ответов

0

2172

49,21

1

1159

26,26

2

758

17,17

3

325

7,36

Задания группы С4 направлены на обобщение и применение знаний о разнообразии организмов и эволюции живой природы. Они требуют от учащихся умения обосновывать взаимосвязи, объяснять явления природы с позиций эволюционной теории. Задания и критерии оценивания продуманы, точны и заслуживают высокой оценки. Большинство заданий нацелены на требования обосновывать и объяснять.

Многие учащиеся показали неплохие знания по экологии в этом году, но в то же время анализ результатов подтвердил данные предыдущих лет о слабых знаниях учащихся об эволюции органического мира. Наиболее сложны по содержанию задания о палеонтологических доказательствах эволюции и роли движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов к среде обитания.

Результаты ответов



Баллы

Кол-во ответов

% ответов

0

2076

47,03

1

1137

25,76

2

837

18,96

3

364

8,25

Задания группы С5 направлены на решение биологических задач по молекулярной биологии и применение знаний в новой ситуации. Все они основаны на знаниях о строении нуклеиновых кислот и этапах реализации наследственной информации. Более высокие результаты получены при решении типовых задач. Это свидетельствует о том, что учащиеся готовятся к экзамену и решают задачи, которые были включены в варианты ЕГЭ прошлых лет. В то же время установлено, что показатели решения задач нового типа значительно ниже. Вероятно, это связано с тем, что задания сформулированы оригинально, в новой, непривычной для учащихся форме.

Наиболее слабыми были ответы на задание, требующее воспроизведения свойств генетического кода. В целом, в прошлые годы, задания этой группы выполнялись значительно лучше: 3 элемента знаний указывали до 50% учеников. В этом году 60,04% не справились с выполнением заданий, 3 элемента знаний указали 18,03% выпускников. Данный факт указывает на необходимость более глубокого изучения темы и организации системной работы по использованию полученных заданий в новой ситуации.
Результаты ответов


Баллы

Кол-во ответов

% ответов

0

2666

60,40

1

368

8,34

2

584

13,23

3

796

18,03

Задания группы С6 представляют собой задачи по классической генетике, рассчитанные на применение знаний в новых ситуациях: на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, анализ родословной. Более успешно, согласно оценке экспертов, выпускники решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом и задач на типичное дигибридное скрещивание. Однако по прежнему учащиеся хуже справляются с задачами на анализ родословной, а также с усложненными задачами на дигибридное скрещивание. Наряду с повышением уровня сформированности умений выполнения заданий группы С6 у определенной группы выпускников (24,04%) , решать генетические задачи большинство учащихся (60,17%) не умеют.

Результаты ответов


Баллы

Кол-во ответов

% ответов

0

2656

60,17

1

312

7,07

2

385

8,72

3

1061

24,04

Сопоставление результатов части С



Средний тестовый балл результатов ЕГЭ по биологии в 2009 году составил 52,60%, что несколько ниже показателя 2007 года – 54,30%. Возможные причины: усложнение заданий, особенно в части 2(В); увеличение числа экзаменуемых в связи с введением экзамена в штатный режим и приемом выпускников в вузы и ссузы на основе результатов ЕГЭ; как следствие – увеличение числа учащихся разного уровня обученности, выбирающих для сдачи экзамена биологию.

Примеры оценивания результатов ответов экспертами

При оценке заданий части С учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота. Задание повышенного уровня С1 предусматривает краткий свободный ответ и оценивается двумя баллами. Задания высокого уровня части С2 - С6 предусматривают полный развернутый ответ и оцениваются тремя баллами. Максимальный балл выставляется за полный правильный ответ, включающий все необходимые элементы (три и более) и не содержащий биологических ошибок. Два балла выставляется в случае, если в ответе содержалось от половины и более элементов ответа, указанных в эталоне, отсутствовали биологические ошибки. Одним баллом оценивается выполнение задания в том случае, если в ответе раскрывалось до половины элементов содержания и менее, представленных в эталоне, допускались незначительные биологические ошибки. При отсутствии ответа, наличии ответа не на вопрос или грубых ошибок выставляется 0 баллов.

Примеры


Задания С1 с кратким свободным ответом контролируют знания и умения учащихся по всем биологическим разделам. Эти задания проверяют умения учащихся применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированные задания).

Пример задания С1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?




Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа: 1. Антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека.

2. В результате нарушаются процессы расщепления клетчатки, всасывания воды и другие.






Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа, или ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Ответ ученика 1. «Антибиотики убивают не только вредные микроорганизмы, но и разрушают своим влиянием полезную микрофлору кишечника».

Ответ включает один из названных выше элементов. Оценка экспертов - 1 балл.

Ответ ученика 2. « Антибиотики убивают как патогенные бактерии, так и бактерии полезные. В кишечнике у нас биосреда, а антибиотики, поступая туда, убивают бактерии и из-за этого нарушается биобаланс и работа кишечника, а именно расщепление растительной клетчатки».

Ответ соответствует по смыслу эталону, даны все правильные положения. Оценка экспертов - 2 балла.

Задания С2 проверяют умения работать с текстом и рисунками.

Пример задания С2. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа: 1. Буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок ( жилка ), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань.

2. Сосуды обеспечивают транспорт воды в листья.

3. Ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы.

4. Клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.






Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ ученика 1. « На рисунке буквой А обозначена проводящая ткань листа. Она проводит питательные вещества от корня растения по стеблю к листьям».

Ответ неправильный. Оценка экспертов - 0 баллов.

Ответ ученика 2. «Часть листа - жилка. Транспортная функция. Формообразующая функция. Придает прочность листьям за счет механической ткани».

В ответе имеются два из названных выше элемента, но содержатся некоторые неточности в объяснении. Оценка экспертов - 1 балл.

Ответ ученика 3. «На рисунке буквой А обозначена жилка листа. В нее входят проводящая ткань ( ксилема и флоэма ), а также механическая ткань. Ксилема - проводит воду в листья. Флоэма - проводит органические вещества из листьев. Прочность листа обеспечивает механическая ткань».

В ответе имеются все названные в эталоне элементы, дается научная терминология тканей. Оценка экспертов - 3 балла.

Задания С3 направлены на обобщение и применение знаний о человеке и разнообразии организмов. Они требуют от учащихся творческого анализа и сравнения.

Пример задания С3. Укажите, какие конечные продукты обмена веществ образуются в организме человека и через какие органы они удаляются.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа: 1. Конечные продукты азотистого обмена веществ (мочевина, мочевая кислота), вода, минеральные соли удаляются через органы выделения.

2. Через потовые железы кожи удаляются излишки воды, минеральные соли, частично продукты азотистого обмена.

3. Пары воды и углекислый газ удаляются органами дыхания.





Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элемент ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ ученика 1. «Конечные продукты обмена у человека - это вода и углекислый газ. Они удаляются: углекислый газ через органы дыхания, вода через мочеиспускательные органы».

Ответ неполный, содержит биологические ошибки. Оценка экспертов - 0 баллов.
Ответ ученика 2. «Почки являются органами выделения. Они удаляют из организма конечные продукты распада: воду, соли, мочевину. Потовые железы удаляют воду, соли; легкие - углекислый газ, толстая кишка - остатки пищи».

Ответ не полностью соответствует эталону, но содержит верные позиции. Оценка экспертов - 2 балла.

Ответ ученика 3. «Почки удаляют из организма конечные продукты распада: образовавшуюся воду, соли, мочевину. А также выделение конечных продуктов происходит с потом и выдыхаемым воздухом. Потовыми железами удаляется вода и соли, с помощью легких выводится углекислый газ, пары воды».

Ответ правильный, содержит все названные выше элементы. Оценка экспертов - 3 балла.

Задания С4 направлены на обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира. Они требуют от учащихся умения обосновывать взаимосвязь, объяснять явления природы с позиции эволюционной теории.

Пример задания С4. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.




Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа: 1. Продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ ), выделяют кислород.

2. Консументы ( и другие функциональные группы ) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду.

3. Редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.





Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элемент ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ ученика 1. «В биосфере три функциональные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Продуценты - это растения, преобразователи солнечной энергии , минеральных веществ, углекислого газа и воды в органические вещества. Консументы - это животные, потребители созданных растениями органических веществ, которые в процессе дыхания окисляются, при этом выделяется энергия для жизнедеятельности организма. Редуценты - это бактерии и грибы, Они разрушают органические вещества до простых неорганических соединений».

Ответ содержит три из названных выше элемента, дан иными словами, что допустимо. Оценка экспертов - 3 балла.

Ответ ученика 2. «В биосфере, как и в каждой экосистеме, постоянно осуществляется круговорот углерода, азота, водорода, кислорода, фосфора и других веществ. Благодаря этому осуществляется жизнь на Земле».

В ответе отсутствуют правильные элементы. Оценка экспертов - 0 баллов.

Ответ ученика 3. «Функциональные группы создают круговорот веществ в биосфере. К ним относятся продуценты ( растения ), консументы ( животные ), редуценты ( бактерии )».

В ответе имеются названия функционалных групп, но нет объяснения роли каждой из них в круговороте. Оценка эксперта - 1 балл.

В этом году количество выпускников приступивших к заданию «С» составило - 92,29%. Группа заданий «С» относится к части заданий повышенного и высокого уровня сложности и результаты их выполнения свидетельствуют о повышении внимания к выработке умений выполнения заданий этих уровней, усилении мотивации успешной сдачи экзамена по биологии - с целью поступления в вузы и ссузы



3. Общие выводы и рекомендации

Выводы


В содержании экзаменационных заданий преобладали задания по разделам: «Общая биология» и «Человек и его здоровье», так как эти знания лежат в основе формирования научного мировоззрения, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологической и генетической грамотности учащихся. Из разделов «Растения», «Бактерии, грибы и лишайники», «Животные» в работу преимущественно были включены вопросы общебиологического плана: о разнообразии организмов и его сохранении, систематике, об особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их взаимосвязи, усложнении организмов в процессе эволюции, родственных связях между организмами различных таксонов. Помимо этого работа содержала задания, контролирующие вопросы практического характера.

Анализ ответов выпускников на экзамене по биологии, кодификатор проверяемых элементов содержания дают возможность по-новому посмотреть на требования программ, сосредоточить внимание на основных дидактических единицах программы и по-другому оценить учебную информацию, которую важно усвоить особенно тщательно. Для этого следует находить более эффективные методические пути обучения биологии. Один из них - планирование учебного материала с таким расчётом, чтобы ведущие биологические понятия и закономерности стали бы сквозными и не прерывались на протяжении всего периода обучения - с 6 по 11 классы.

В ходе анализа результатов ЕГЭ 2009 года можно сделать вывод, что уровень обученности учащихся по биологии в сравнении с предыдущими годами имеет тенденцию роста. Большинство выпускников овладели базовым содержанием биологического образования, усвоили основные теории, законы и понятия биологии. Прослеживается рост показателей качественного выполнения заданий части А, а также заданий части С, прежде всего решение задач по молекулярной биологии и генетике.

В целом, как и в предыдущие годы, элементы знаний блока «Биология - наука о живой природе» большинством выпускников усвоены успешно. Определенные затруднения вызывают задания, связанные с характеристикой популяционно-видового уровня организации живой природы.

Из элементов содержания блока «Клетка как биологическая система» учащиеся показывают достаточно хорошие знания основных положений клеточной теории; строения и функций органоидов клетки, их взаимосвязи; успешно проводят обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток; знают материал о реализации генетической информации в процессе биосинтеза белков. Однако попрежнему недостаточно полно усвоен материал о метаболизме, химической организации клетки и ее энергетическом обеспечении, фазах фотосинтеза и связях световых и темновых реакций, процессах клеточного деления (митоз, мейоз).

В блоке «Организм как биологическая система» учащиеся хорошо разбираются в разнообразии живых организмов и их воспроизведении, методах выведения новых сортов растений и пород животных, биологических основах их выращивания, особенностях модификационной и мутационной изменчивости, значении мутаций. Вместе с тем, недостаточно разбираются в вопросах отличия строения бактериальной клетки от клеток эукариот, о жизненных циклах и чередовании поколений, воспроизведении свойств генетического кода, расписывании генотипов и гамет в задачах на дигибридное скрещивание.

По блоку «Многообразие организмов» результаты экзамена, как и прежде, показали достаточно высокий уровень усвоения знаний о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, роли в природе и их использовании человеком. Однако, традиционно, выпускники показали слабые знания по систематике (основные систематические категории, их соподчиненность). Также недостаточны знания об отличии фотосинтеза и дыхания, роли фотосинтеза в эволюции живой природы; у большинства выпускников не сформированы умения в выполнении заданий с рисунками; учащиеся затрудняются применять теоретические знания в объяснении практической ситуации.

В блоке «Человек и его здоровье» большинство учащихся владеют учебным материалом о строении и функциях отдельных органов и систем органов: раскрывают функции кровеносной системы, отделов мозга, нервной и эндокринной систем. Но затрудняются выявлять закономерности процессов в системе кровообращения, строении и функциях сенсорной системы, нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма, проводить распознавание органов и систем органов на рисунках.

В блоке «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» учащиеся, как и в предыдущие годы, показывают низкие результаты ответов на вопросы, связанные с причинами, движущими силами и результатами эволюции, а также - с использованием положений эволюционной теории для объяснения явлений приспособленности и видообразования.

В блоке «Экосистемы и присущие им закономерности» выпускники недостаточно глубоко понимают видовую структуру экосистемы, цепи и сети питания, типы пищевых сетей, круговорот веществ, роль биологического разнообразия (организмов различных царств), саморегуляции и круговорота в устойчивости развития экосистем.

На основе указанного можно заключить, что в содержании и структуре курса биологии, методах и приёмах обучения нужны принципиальные изменения для того, чтобы выпускники могли не только воспроизводить учебный материал, но и применять его в объяснении и прогнозировании явлений, решении биологических задач.

Рекомендации для методистов и учителей

Современные условия развития общества требуют также развития личности учащегося, его самостоятельности, выработки умений анализировать, делать выводы, принимать решения, применять биологические знания в дальнейшей жизни. Поэтому обучение биологии должно быть системным, практико-ориентированным, с большой долей самостоятельного приобретения знаний и умений путем использования, в числе прочих, интерактивных средств обучения и инновационных методов. В основе разрабатываемых экзаменационных материалов - государственный образовательный стандарт, поэтому очень важно выполнять изложенные в нем требования, развивать биологические понятия различных разделов курса последовательно, на основе принципа преемственности.

Методическим службам в целях совершенствования преподавания курса биологии, повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:

изучить аналитические материалы по итогам ЕГЭ по биологии 2009 года в Московской области, ознакомиться с результатами экзамена по Российской Федераци с целью использования их при подготовке и проведении заседаний УМО, на семинарах, в период проведения с учителями консультаций;

проанализировать достижения учителей, выпускники которых получили высокие результаты на ЕГЭ по предмету, с целью обобщения опыта работы для совершенствования форм и методов обучения учащихся на основе использования наиболее эффективных, инновационных учебно-методических комплектов, современных информационных технологий.

В процессе обучения биологии целесообразно уделить особое внимание изучению наиболее актуальных и сложных тем, по которым выпускники испытывали наибольшие затруднения:

определение основных систематических категорий, классификация видов живых организмов, сравнение основных отделов, классов, семейств растений;

установление взаимосвязи строения и функций клеточных структур, органов, систем органов; соответствия между объектами и их признаками; последовательности этапов биологических процессов и явлений;

решение генетических задач на неполное доминирование и дигибридное скрещивание;

понимание роли нуклеиновых кислот, причин и последствий генных мутаций, нервной и гуморальной регуляции, закономерностей жизнедеятельности высшей нервной системы;

усвоение экологических, эволюционных понятий; понимание физиологических процессов организма человека, классификации живых организмов;

объяснение результатов эволюции с позиции знаний о её факторах.

В целях успешной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ в процессе изучения всех разделов биологии необходимо больше внимания уделять:

формированию умений сравнивать, обосновывать, объяснять, применять биологические знания в практических ситуациях;

установлению соответствия между объектами и их признаками, последовательности этапов биологических процессов и явлений; работе с текстом и рисунками учебника;

применению биологических знаний в практических ситуациях, используя в работе с учащимися практико-ориентированные задания по различным разделам курса биологии;

формированию умений кратко письменно излагать свой ответ, давать его обоснование;

отработке навыков сосредоточенности и внимательности при изучении содержания задания и рационального распределения времени на его выполнение, при заполнении бланка ответов в соответствии с инструкцией.

Следует также учителям в процессе подготовки к урокам и обучении учащихся биологии использовать не только учебники, но и КИМы, ресурсы информационно - телекоммуникационных систем и рекомендовать их учащимся для самообразования; нормативные документы и материалы Минобрнауки России, Рособрнадзора, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); публикации различных издательств, имеющих гриф Минобрнауки России.



Необходимо признать, что ЕГЭ по биологии в предложенной форме - вполне действенный механизм проверки реальных знаний учащихся. В каждом варианте КИМов представлены практически все темы биологической дисциплины, изучаемые по программе общеобразовательной средней школы.
скачать


Смотрите также:
1. Особенности заданий и организации проведения егэ по биологии в 2009 году
391.91kb.
Министерство
55.62kb.
Инструкция для сотрудников рцои и ппои по организации работ в период подготовки и проведения егэ
678.82kb.
Информация о местах регистрации заявлений на сдачу егэ в 2013 году в городе Ростове-на-Дону для следующих категорий участников
45.24kb.
Химия особенности заданий единого государственного экзамена по химии 2009 г и рекомендации по подготовке выпускников
437.22kb.
Анализ результатов егэ по биологии Центрального района 2013
91.3kb.
6. биология характеристика контрольных измерительных материалов по биологии 2009 года
166.95kb.
Управление образования администрации Шебекинского района Приказ от 21 сентября 2012 года №1207 о распределении функций и об утверждении плана по подготовке и проведению егэ в 2012-2013 учебном году
217.35kb.
Егэ – 2012. История. Изменения в ким егэ по истории в 2012 году существенны
152.33kb.
Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая
106.65kb.
План организации обучения членов партнерства в 2009 году
81.38kb.
Методические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году
669.33kb.