Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать

1. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФП.Финансовое право— самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права. В действующей системе права закреплены два способа:1) административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);2) гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ.Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.Особенности финансовых правоотношений:они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся:1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений:бюджетные;налоговые;организация финансов государственного предприятия;организация государственного страхования;иные.


3. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.Источниками финансового права являются различные нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах местной администрации.Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

4. ПРАВОВОЙ СТАТУС БАНКА РОССИИ.Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах..В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России

5. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ.Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Р Ф и подотчетным ему.В своей деятельности Счетная палата руководствуется КРФ, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации.Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованиемСчетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3); Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты (статья 7). Председатель Счетной палаты Российской Федерации и заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты - Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (статьи 5 и 6). Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не приостанавливается в связи с роспуском Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (статьи 5, 6 и 29). Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет: контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они: получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета; используют федеральную собственность либо управляют ею; имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации. Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

6. ПРАВОВОЙ СТАТУС МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ.

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др.



Основными задачами Минфина России являются:

- совершенствование бюджетной системы РФ,

- развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

-разработка программ государственных заимствований и их реализация,

-управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

-осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др.



Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции:

- подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами

РФ,

- участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики,



-контроль за целевым использованием средств федерального бюджета,

- эмиссия государственных ценных бумаг и др.

Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера.

К ним относятся права:

- вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля;

- определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов;

- по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет;

- по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (министерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.


7. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.

На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета;

- управление доходами и расходами этого бюджета;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами,

- финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства:

- проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках;

- получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства;

- изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.



Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия. Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам. Федеральное казначейство (Казначейство России) ныне является одной из федеральных служб в составе Минфина России. Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).


8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ.

Правовой основой бюджетной системы является Бюджетный кодекс. Бюджет кодекс - свод законов, о функционировании и развитии БС РФ, обеспечивающий: 1. финансовое регулирование бюджетных отношений; 2. правовые основы; 3. правовое положение субъектов бюджетных отношений; 4. порядок регистрации межбюджетных отношений. 5. устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства. 6. определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение Бюджетного кодекса.Бюджетные отношения включают: 1. Отношения, складывающиеся в процессе: а). Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. б). Осуществление государственных и муниципальных заимствований; регулирование госдолга. 2. Отношения, складывающиеся и возникающие в процессе становления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней; утверждение и исполнение бюджетов; контроль за их исполнением. Бюджетное законодательство состоит из: 1. Бюджетного кодекса и федеральных законов о “Федеральном бюджете” на соответствующий год. 2. Законов субъектов РФ о “Бюджетах субъектов РФ” на соответствующий год. 3. Нормативно-правовых актов представительных органов власти местного самоуправления. 4. Законов субъектов РФ и нормативно-правовых актов представительных органов власти местного самоуправления. Законодательная база строится с учетом федеративного устройства РФ. К принципам строения бюджетной системы РФ относятся: 1. Принцип разграничения доходов и расходов БС РФ: означает закрепление соответствующих прав и полномочий, видов расходов (полностью или частично) за органами государственной власти РФ, субъектами РФ и местного самоуправления. 2. Принцип единства БС РФ: единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкции за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухучета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и местного самоуправления. 3. Принцип самостоятельности всех бюджетов: т.е. право законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня БС, определенных законом. Законодательное закрепление доходов, полномочия по формированию соответствующих бюджетов. Право органов государственной власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных, либо сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии. Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней, потерь доходов или дополнительных расходов, за исключением случаев, установленных законом. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов: предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. 5. Принцип сбалансированности бюджета: означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств. 7. Принцип общего покрытия расходов: все расходы должны быть покрыты доходами. 8. Принцип гласности предполагает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов. Обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия, либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. 9. Принцип достоверности бюджета: это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчетов доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств: означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств и обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Эти принципы изложены в Бюджетном кодексе.


9. НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ЦБ РФ.Согласно ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке РФ» Банк России осуществляет постоянный банковский надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор, наряду со своими непосредственными задачами, а точнее — в рамках решения этих задач, одновременно способствует решению конституционной — и ключевой для Банка России — задачи обеспечения стабильности денежной единицы, а отсюда и денежной системы.Система банковского надзора любого государства включает в себя следующие элементы: регистрацию и лицензирование;

дистанционный надзор;инспектирование;

работу с проблемными банками;

ликвидационные процедуры.Таким образом, общей целью банковского надзора является:поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков; обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения; защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.



Банковский надзор – это есть самостоятельное направление государственной деятельности в РФ, определяемое особой сферой его применения – сфера банковской деятельности. Соответственно, актуальным остается определить, что представляет собой банковская деятельность как объект банковского надзора (об этом чуть ниже в нашем исследовании). Кроме этого, еще некоторые факторы выделяют банковский надзор из иных государственных функций. А именно:специальный орган банковского надзора, наделенный соответствующими полномочиями в банковской системе (Банк России);определенный круг юридических лиц, признаваемых объектами такого надзора (главным образом, кредитные организации);наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;специальные санкции, применяемые Банком России в рамках привлечения поднадзорных субъектов к юридической ответственности за допущенные нарушения законодательства.Во исполнение рассмотренных целей и задач Банк России наделен широкими полномочиями. Поскольку весь широкий перечень полномочий Банка России не представляется рассмотреть в рамках нашего исследования, имеющего иную цель и задачи, рассмотрим надзорные полномочия ЦБР, на наш взгляд именно данные полномочия являются базисными в современном банковском регулировании.Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банком России установлены обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.


10. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА (КОМПЕТЕНЦИЯ) РФ.В российском законодательстве широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти в области бюджета. В данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского или трудового), а также отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в большей степени одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов).

Бюджетные права, или компетенция, определяют правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса – право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав материального и процессуального характера, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это право на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции.



бюджетные права РФ и ее субъектов, муниципальных образований – это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетных прав РФ, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

• собственный бюджет;получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет; использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства и его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;

• распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений, иных нормативных актов); судебную защиту бюджетных прав;

• привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации, использование банковского кредита и т.д.)Особенности бюджетных прав Российской Федерации.Содержание бюджетных прав РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ на всю территорию России. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем. Бюджетные права РФ обеспечиваю создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетная финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.

Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность следующих бюджетных прав:

1.Согласно этому, РФ определяет основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, действующие на всей территории России, которые конкретизируются в актах органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В рамках компетенции РФ по вопросам бюджетной системы принимаются законы и иные правовые акты (указы Президента РФ, акты Министерства финансов РФ и др.).

2.Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственного суверенитета РФ. Такое право также закреплено в Конституции РФ, 3. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджет. При этом установление общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.4. Право разграничивать бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.5. Право определять компетенцию субъектов Федерации и органов местного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размер.

7. Регулирование бюджетов субъектов Федерации путем передачи отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения в них дотаций, субвенций, оказание финансовой помощи из федерального бюджета в других формах.

9. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней. Они осуществляются Министерством финансов РФ.

10. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств.



11. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА СУБЪЕКТОВ РФ.

Бюджетные права РФ и ее субъектов тесно связаны между собой. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Конституция РФ (ст. 71-73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны.Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство самих субъектов РФ – конституции и уставы, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции субъектов РФ. Финансовые, в том числе бюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами могут регулироваться федеративными договорами.



Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по лини бюджета по трем направлениям:1. с федеральными органами власти;

2. с другими субъектами Федерации;

3. с органами местного самоуправления.

Субъектам РФ свойственны следующие права:

1.Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ.

2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований в лице их органов местного самоуправления.

3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет – республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти. 4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе.

5. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты, а также определять их размеры.

6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта залогов и других источников дохода, а также отчислений от регулирующих доходов. Так, в доходы бюджетов субъектов Федерации зачисляются:

• налоги, сборы, другие обязательные платежи, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к уровню доходов субъектов Федерации;

• часть налога на прибыль предприятий в соответствии с федеральным законодательством;

• поступления от сдачи в аренду имущества находящегося в собственности субъекта;

• дивиденды от совместных предприятий в соответствии с долей субъекта Федерации в собственности этих предприятий;

• платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ;

• часть доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;

• выявленные государственным контролем сокрытые от налогообложения доходы предприятий, организаций, находящихся в собственности субъектов Федерации;

• некоторые платежи федерального уровня.

Кроме того, в бюджеты субъектов Федерации передаются отчисления от федеральных доходных источников (например, от налога на добавленную стоимость, акцизов) по нормативам, утвержденным органами власти на планируемый год. Другая часть этих доходов должна быть зачислена в федеральный бюджет. При недостаточности указанных доходов для сбалансирования бюджетов субъектов Федерации им передаются из федерального бюджета дотации и субвенции, используемые в порядке, установленном законодательством.

7. Право распределения доходов между бюджетами соответствующей территории. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части на долговременной основе.

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотную кассовую наличность.

9. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства.

10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего года.

11. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федерального бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета, решений органа федеральной власти.

Предусмотренные законодательством бюджетные права субъектов Федерации гарантируются судебной защитой. При нарушении их федеральными органами власти представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации вправе обратиться за защитой в арбитражный суд.


12.БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и т.д.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетными правами. Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл.8), законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Бюджетный кодекс обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений.



Бюджетно-правовой статус муниципальных образований определяет совокупность следующих прав.

1.Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах. В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при этом выполняют процессуальные функции формирования и исполнения бюджетаМестный бюджет – это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.



Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:

А) с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

В) осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

С) с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.

2.Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.

3. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями.

4. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов.

• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;не менее 50% налога на имущество предприятий;подоходный налог с физических лиц, занмающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;государственная пошлина.

Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доли (При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субсидии, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

7. Право самостоятельно использовать свободные бюджетные средства. К ним законодательство относит дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления они могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы.

8. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, т.к. в законодательстве на этот счет не содержится никаких ограничений.

9. Право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги и сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей, льготы.

Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительными органами местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и использование бюджетных доходов, но особенности муниципальных образований, обусловленные, в частности, законодательством субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных прав.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Понятие, предмет и метод финансового права
29.07kb.
1. понятие предмет и метод фп. Финансовое право
1479.14kb.
Понятие (предмет и метод) и принципы гражданского права. Гражданское право как отрасль права
546.49kb.
Ya №1 понятие гражданского права. Предмет и метод регулирования. У термина «гражданское право»
1743.68kb.
Литература Абрамчик, Л. Я. Финансовое право. Учеб метод пособие / Л. Я. Абрамчик. Гродно: ГрГУ, 2002. 129 с
75.03kb.
Финансовое право как отрасль права -1- понятие предмет и методы финансового права
105.49kb.
Лекция Понятие, предмет и метод хозяйственного права
382.71kb.
Дисциплина «Гражданское право»
31.46kb.
Понятие, предмет и метод административного права
41.54kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу "Гражданское право (часть I) "
52.61kb.
Финансовое право понятие финансов и финансовой деятельности
461.62kb.
Гражданское право программа государсвтвенного экзамена по дисциплине «гражданское право»
1312.03kb.