Главная стр 1
скачать
День Знаний

в 4 «В» классе

Классный руководитель Дмитриева Л. Е.
Тема: 1150-летие Российской государственности. Символы России.

Экскурсия в историко-краеведческий музей.


Цели: способствовать усвоению исторических сведений о становлении Российской государственности,

закрепить знания символики России;
развивать логическое мышление;
воспитывать интерес к историческому прошлому Руси,

любовь к Родине, чувство гордости за наш народ.

Оборудование: плакаты «Символы России», презентации «Символы России», «1150-летие Российской государственности», карта древней Руси 9 века.

Ход занятия

1.Приветствие учащихся и поздравление с началом учебного года.

2.Обмен мнениями на тему «Летние каникулы».

3. Беседа по теме «Важные даты 2011 года» (год космонавтики, 300-летие канонизации святителя Иосафа, восстановление и открытие Свято-Николаевского храма и переименование улицы Ленина в Никольскую).

4.Сообщение темы занятия.

Мы назвали важные исторические события. О двух первых из них вам хорошо известно, т.к. проводились внеклассные мероприятия в прошлом учебном году. Сегодня мы совершим две познавательные экскурсии в прошлое: заочную и очную. Обе они перенесут нас в далёкое прошлое. Мы узнаем о возникновении Российской государственности.

5.Рассказ учителя.

Если мы заглянем в глубь веков, то увидим бескрайние просторы, местами заселённые славянами.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у


них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для
важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и ре­
шали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья.
Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Рус­-
ское государство, достоверно не известно. В летописи (вид русской
повествовательной литературы, погодная запись исторических со­-
бытий) рассказывается об этом следующее. Между славянскими
племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Не­
которые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на
вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим
родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему
варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите
княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два
брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новго­-
роде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году
по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода пер-­
вых князей оно и назвалось Русью.

(Презентация «1150-летие Российской государственности»)


Прошли годы. Наша Русь стала называться Россией, Родиной. Откуда же произошло это слово?

Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ на этот вопрос в словарях.

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обо­значает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный го­род племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их


значение.

Родить - произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля. " Родители - отец и мать, у которых рождаются дети. Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода. Родина - это и отечество, страна и место рождения человека. Народ - нация, народность, жители страны. (Чтение учащимися стихов о Родине.)

.

6.Чтение учащимися стихотворения Д. Кедрина «Родина».



Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос.

И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.

И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках.

И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола...

И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах.

И ливни - такие косые,

Что в поле не видно ни зги...

Запомни:

Все это - Россия, люби её и береги!

7.Физкультурная пауза.
8.(На доску вывешиваются изображения герба и флага России.) Следующая страница о символах нашего государства.

(Презентация «Символы России»)


Ученик:

Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денеж­ных знаках и т. п. Государственный герб считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государ­ственность страны. Государственный герб может быть частью Госу­дарственного флага. Изучением гербов занимается историческая дисциплина - геральдика (гербоведение).

Ученик:


На герб посмотрим: здесь орел,



Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну -

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.
Ученик:

Следующий государственный символ - флаг. Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Бе­лый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и прав­ду, красный - огонь и отвагу.

Государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, кон­сульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и террито­риальных водах иностранных государств.
Ученик:

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный - это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.
Синий - Украины цвет,

Белый - Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Посмотрим, что вы уже запомнили о российском флаге.

Беседа:


  • Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

  • Что обозначает красный цвет флага?

  • Что обозначает белый цвет?

  • Что обозначает синий цвет?

  • Где можно увидеть Государственный флаг?

  • На каких зданиях нашего города развевается флаг?
    (Дети отвечают на вопросы.)

Государственный гимн

Учитель. Государственный гимн - торжественная песнь, так же как Государственный флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все совре­менные государства.

* * *

Что такое гимн вообще?



Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия -любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!
Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Ва­сильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Ми­халков.
9. Объясните смысл пословиц и поговорок о Родине


  1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.

  2. Всякая птица свое гнездо любит.

  3. Всякому мила своя сторона.

  4. Где кто родился, там и пригодился.

  5. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

  6. Дома и стены помогают.

  7. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

  8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

9.Родина краше солнца, дороже золота

10.Беседа о ПДД и правил поведения в музее.

11.Посещение музея.

-Приветствие и поздравления местной поэтессы Н Бояренцевой

-.Чтение учащимися стихотворения местной поэтессы Н Бояренцевой

Родимая сторонушка.

Валуйская земля.

Березки белоствольные,

Раздольные поля.

Сады в сметане снежные.

Издалека видны,

Дорога мчит железная.

Во все концы страны.

Здесь все до боли близкое.

И мы пред ним в долгу,

Домов оконца низкие,

Сугробы на лугу.

Речушка вьется ленточкой.

Теряясь в камышах,

Родимая сторонушка

Валуйская душа.

-Рассказ экскурсовода.

(Фотографии).

12.Возвращение в класс.



Рефлексия.
скачать


Смотрите также:
1150-летие Российской государственности. Символы России
75.81kb.
Классный час в 9 классе посвящается 1150 летию образования российской государственности «Путешествие сквозь века» Цель
108.09kb.
1150-летие образования Российской государственности Ст
149.51kb.
В 2012 г исполняется 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII xix вв получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности»
16.48kb.
Общекомандное: 3-е место в районном Л/а «Осеннем кроссе»; в личном зачете
60.2kb.
«Символы российской государственности»
259.67kb.
Исследование Историко-художественное содержание архитектуры деревни Абодим ученица 6 класса мбоу оош д. Абодим
112.4kb.
1150-летие зарождения Русского государства
42.25kb.
400-летие народного ополчения Минина и Пожарского
70.36kb.
Кремлевский
186.2kb.
I. Теоретические основы государственности
2269.89kb.
Вопросы к экзамену по Отечественной истории
42.06kb.