Главная стр 1
скачать



Содержание

(литература, авторы учебника: Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин и др., «Литература», 10 класс,

3 часа в неделю, всего 102 часа)

Раздел, тема учебного предмета (курса)


Кол-во часов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Средства обучения

Вид контроля

Введение.

Русская классика XIX века. Общая характеристика русской классической литературы 19 века. «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.


2


1.Знать характерные особенности русской классической литературы 19 века, о роли литературы в духовной жизни общества;

понятие об историко-литературном процессе.

2.Уметь записывать лекцию учителя и свободное владение монологической речью в процессе воспроизведения лекционного материала.








Русская классика XIX века.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь (основные этапы, обобщение изученного материала).

«Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (И путник усталый на Бога роптал…»), «Поэт и поэзия», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень», «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», (Из Пиндемонти).

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.

«Медный всадник».

Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к героям поэмы - Петру и Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
НРК Антология коми поэзии.



8+2 р/р

1.Знать понятия «лирический герой», «лирические отступления», романтизма и реализма произведений Пушкина.

2.Знать и определять в тексте роль художественных средств выразительности,

особенности творческой манеры писателя, понимать своеобразие и богатство языка А.С.Пушкина, обогащать свой словарный запас, читая его произведения.

3.Знать и уметь формулировать основные положения критических статей, осознавать значение творчества А.С.Пушкина для русской и мировой культуры.

4.Уметь интерпретировать произведения Пушкина разных жанров, сопоставлять его творчество с произведениями предшественников и последователей; развивать понятия о композиции произведения, его идейной структуре. 5.Уметь давать развернутый монологический ответ, конспектировать.


Портрет


А. С. Пушкина.

Чтение наизусть

Сочинение по лирике

А.С. Пушкина.

Сочинение по поэме

А.С. Пушкина

«Медный всадник».


М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта («…безотрадность при жажде жизни и избытке чувства», – В.Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова; тема судьбы поколения, поэта и поэзии, философские мотивы лирики («Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Демон» (по выбору учителя).
НРК В.А. Савин. Звени, моя парма.


7

1.Знать особенности художественного мира и образа лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова, основные мотивы его лирики

2.Уметь интерпретировать стихотворения Лермонтова, находить и объяснять роль в них средств художественной выразительности.




Портрет

М.Ю. Лермонтова.




Чтение наизусть


Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

«Невский проспект».

Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.

НРК К.Ф. Жаков. Биармия.


3

1.Уметь пересказывать отдельные эпизоды произведения, делать выборочный пересказ, давать обобщенную характеристику персонажам, сравнивать их, писать сочинения разных жанров, в том числе проблемное сочинение в виде литературно-критической статьи.

2.Знать и уметь сформулировать основные положения критических статей о поэме.



Портрет

Н.В. Гоголя.





И.А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание.

Историко-философский смысл романа.

Точность и емкость художественной детали.

«Обломов» в оценке русских критиков

(Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).



Вн.чт. И.А. Обломов «Обыкновенная история».
НРК П. Сорокин. «Долгий путь».

7+1 р/р

1.Знать особенности художественного мира Гончарова, его творческой манеры, текст романа «Обломов», видеть типичность характеров; особенности жанра романа.

2.Уметь делать обобщения, уметь пересказывать главы романа, делать выборочный пересказ.

3.Уметь производить сравнительную характеристику, выявлять авторскую позицию в произведении.

4.Знать критическую литературу по роману.




Портрет

И.А. Гончарова.





Сочинение по роману

И.А. Гончарова «Обломов»




А.Н. Островский. Краткий очерк жизни творчества. Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга.

«Гроза». Незаурядность характера Катерины. Трагическая острота ее конфликта с «темным царством». Многозначность смысла названия драмы.

Оценка пьесы в русской критике (Н.А. Добролюбов, А.А. Григорьев, Д.И. Писарев).
НРК Л.Б. Терентьева. Гуманитарный класс.


6+1 р/р

1.Знать особенности художественного мира Островского, понятие «драматургический конфликт».

2.Знать наизусть монолог Катерины («Отчего люди не летают...») или Кулигина («Жестокие нравы...»).



Портрет

А.Н. Островского.




Сочинение по пьесам

А.Н. Островского.




И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

«Отцы и дети». Обобщающий смысл названия произведения. Своеобразие композиции (испытание позиций героев в сходных ситуациях, роль диалогов-споров, портретных деталей, пейзажа; приемы психологической характеристики героев).

Проблемы смены поколений, самовоспитания, жизненной активности. Вечные человеческие ценности (любовь, дружба, отношение к природе, искусству) в романе.

Роман «Отцы и дети» в русской критике (Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов). Споры вокруг романа во времена Тургенева и в наши дни.



Вн.чт. И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»,«Рудин».
НРК Е. Габова Никто не видел Рыжего.

10+1 р/р

1.Знать особенности художественного мира Тургенева; понятие романа, портрет литературного героя.

2.Уметь составлять конспект критической статьи.




Портрет

И.С. Тургенева.





Сочинение по роману

И.С. Тургенева «Отцы и дети».




Н.А. Некрасов. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

«Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…»,

Воплощение в лирике страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворённости собой, готовности к самопожертвованию, Некрасов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров; широкое использование фольклора.

Проповедь, исповедь, покаяние в лирике Некрасова.

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр, композиция, система образов. Проблема счастья и поиск народного героя в поэме.

Традиции русской поэзии и новаторство Некрасова.
НРК Н.А. Мирошниченко. Русское сердце.


5+1 р/р


1.Знать особенности художественного мира Некрасова.

2.Знать понятия ритм, рифма.

3.уметь определять размер и тип рифмовки, метафоры, эпитета, параллелизма.

4.Уметь интерпретировать стихи Некрасова.

5.Знать наизусть стихи Некрасова, уметь их выразительно читать.

6.Знать идейно-художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».




Портрет

Н. А. Некрасова.




Выразительное чтение

Чтение наизусть


Сочинение

по поэме

Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Ф.И. Тютчев. Краткий очерк жизни и творчества.

«Silentium», «Цицерон», «Не то, что мните вы, природа…», «Предопределение», «Она сидела на полу…», «К.Б.» (Я встретил вас- и всё былое…).

Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека.. Любовь как «поединок роковой». Пластическая точность образов, их символический смысл.


3


1.Знать особенности художественного мира Тютчева.

2.Уметь выразительно читать стихи Тютчева, в том числе наизусть, интерпретировать стихи Тютчева, выполнять сравнительный анализ стихотворений Тютчева со стихотворениями других авторов (например, Пушкина).




Портрет

Ф. И. Тютчева.



Чтение наизусть


А.А. Фет. Краткий очерк жизни и творчества.

«Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь», «Какая грусть…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Осенний вечер», «Ласточки пропали…».

Традиционные поэтические темы – природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы.

Музыкальность лирики Фета, ее метафоричность.



3


1.Знать особенности художественного мира Фета, импрессионизм поэзии Фета.

2.Уметь читать стихи Фета наизусть, интерпретировать их.





Портрет

А. А. Фета.





А.К. Толстой. Краткий очерк жизни и творчества.

«Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку…», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…», «Сон Попова», «Мой портрет».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А.К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта.


1


1.Знать особенности художественного мира А.К. Толстого.

2.Уметь анализировать произведение лирического рода литературы.





Портрет

А.К. Толстого.







Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира.

«Двойники» Раскольникова и их художественная роль. Художественное своеобразие романа (полифонизм).



Вн.чт Ф.И. Достоевский «Идиот».

9+1 р/р



1.Знать особенности художественного мира Достоевского, текст романа «Преступление и наказание», понятие полифонизма романов Достоевского, понятие о нравственно-психологическом романе.

2.Уметь пересказывать эпизоды романа, выполнять анализ эпизода, определять роль пейзажа в создании характера героя, в реализации авторского замысла.




Портрет

Ф.М. Достоевского.




Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества.

«История одного города». Своеобразие жанра произведения. Сатирическое обличение деспотизма, невежества, пустословия. Приемы фантастики, гротеска и художественного иносказания.

Собирательный образ глуповцев, изображение обывательщины, бесправия и покорности народа.


3+1 р/р



1.Знать особенности художественного мира Салтыкова-Щедрина; понятия эзопов язык, гротеск, сатира.


Портрет

М.Е. Салтыкова-Щедрина.




Сочинение по повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».



Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Очарованный странник». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н.С. Лесков). Язык рассказа.

«Однодум».

Вн.чт. Н.С. Лесков» «Леди Макбет Мценского уезда».
НРК И.Г. Торопов. Не стреляй в медведя дважды.


5


1.Знать тексты рассказов «Очарованный странник», «Однодум»; понятия о народности литературы, сказе, стиле.



Портрет

Н. С. Лескова







Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

«Война и мир» – роман-эпопея. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя.

Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия.

«Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев – простых солдат – как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов); картины природы в романе.

Мировое значение творчества Толстого.

Вн.чт. Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича».


14+2 р/р


1.Знать особенности художественного мира Толстого, текст романа «Война и мир».

2.Знать наизусть и уметь выразительно читать эпизоды «Под небом Аустерлица», «Наташа в Отрадном».

3.Уметь писать сочинения разных жанров по роману.

4.Умение давать обобщённую характеристику героям, сравнивать их, прослеживать «диалектику души» главных героев.





Портрет

Л. Н. Толстого.




Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».



Зарубежная литература.

1

1.Знать особенности исторической эпохи, интерес писателей к социальным проблемам и законам развития общества, их желание как можно полнее раскрыть связи человека и общества.







Д.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»;

Э. Гофман «Золотой горшок»; Э. По «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля», «Убийство на улице Морг»; Ф. Стендаль «Пармский монастырь»; О. де Бальзак «Шегреневая кожа»; О. Уайльд «Сказки».



4



1.Знать особенности художественного мира писателей.

2.Уметь выполнять анализ эпизодов, давать обобщённую характеристику героям.





Портреты

зарубежных писателей.






Подведение итогов за год

Итоговая контрольная работа.


1

1.Проверить знания и умения обучающихся за курс 10 класса.




Контрольная работа

Итого


Р.р.

НРК

Вн. чт.

102

10

8

5







Сочинение – 10

К. р. – 1



скачать


Смотрите также:
Учебно-тематический план (3 часа в неделю, всего 102 часа) Четверть
137.57kb.
3 часа в неделю, всего 102 часа
116.56kb.
В 10-11 классах на изучение литературы на базовом уровне выделяется по 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю
499.47kb.
В 10-11 классах на изучение литературы на базовом уровне выделяется по 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю
489.16kb.
Программа рассчитана на 102 часа (3 академических часа в неделю), в том числе на контрольные работы (7 часов)
268.62kb.
Рабочая программа учебного курса Английский язык в 9 классе 102 часа (по 3 часа в неделю) на 2012 2013 учебный год
602.58kb.
Место курса в учебном плане Курс «Физическая культура»изучается с 1 по 4 класс из расчета 3 часа в неделю. Во 2 классе-102 часа
533.27kb.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 учебных часа в неделю). Срок реализации программы 2013/2014 учебный год
96.73kb.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (из расчета 3 часа в неделю), в том числе 4 промежуточные и 1 итоговую контрольные работы
212.02kb.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (из расчета 3 часа в неделю), в том числе 4 промежуточные и 1 итоговую контрольные работы
201.63kb.
Приказ № от 2013 года 2 часа в неделю (всего 68 часа) Составитель
411.24kb.
Рабочая программа по истории за курс 9 класса учителя мбоу богословской оош карасукского района Новосибирской области
685.06kb.