Главная стр 1
скачать
7. Анализ внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль - важный компонент в управлении качеством образовательного процесса, который состоит из блоков, охватывающих основные направления работы школы:



  1. Реализация прав граждан на образование.

  2. Выполнение решений законодательных, нормативно-правовых актов.

  3. Ведение внутришкольной документации.

  4. Качество знаний, умений, навыков, уровень воспитанности.

  5. Состояние преподавания.

  6. Инновационная работа в школе.

  7. Методическая работа и повышение квалификации учителей.

  8. Информатизация УВП.

  9. Условия обучения школьников.

  10. Состояние здоровья и здоровый образ жизни.

  11. Организация, содержание и результативность внеурочной воспитательной работы.

  12. Охрана труда, санитарно-гигиеническое состояние школы.

  13. Работа с родителями.

Инспектирование в 2011-2012 учебном году проводилось в целях:

  • проверки соблюдения законодательства РФ в области образования;

  • реализации принципов государственной политики в области образования;

  • исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность школы;

  • проверки соблюдения государственных образовательных стандартов;

  • совершенствования механизма управления качеством образования;

  • повышения эффективности результатов образовательного процесса;

  • проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.

Объектами контроля были:




Объекты контроля

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1

Члены администрации

7

1

2

1

2

Классные руководители

29

27

26

21

3

Учитель-предметник

75

47

45

40

4

Руководитель ШМО

6

4

4

2

5

Делопроизводитель

5

3

4

1

6

Инспектор по охране детства

0

2

2

1

7

Библиотекарь

7

6

7

1

8

Хозяйственная служба

0

3

4

1

9

Работники столовой

0

0

0

1

10

Воспитатель ГПД

4

2

2

3

Предметами контроля были:




  1. Уроки, мероприятия – 480;

  2. Использование компьютерной техники на уроках – ежедневно;

  3. Наполнение содержанием АРМ учителя – 2;

  4. Организация учебного процесса – ежедневно;

  5. Санитарно-гигиеническое состояние школы, тепловой режим – ежедневно;

  6. Учет пропущенных и замещенных уроков – ежедневно;

  7. Питание учащихся – ежедневно;

  8. Дежурство по школе – ежедневно;

  9. Рабочие места в мастерских, в кабинетах – 4;

  10. Работа служб – 7;

  11. Наличие учебников у учащихся, состояние библиотечного фонда – 2;

  12. Календарно-тематическое планирование, учебно-методический комплекс–2;

  13. Изучение контингента учащихся – 3;

  14. Классные журналы, журналы факультативов, ГПД, обучения на дому – 9;

  15. Преемственность в обучении – 3;

  16. Система работы участников образовательного процесса- 11;

  17. Вводный контроль по всем предметам – 1;

  18. Промежуточный контроль по всем предметам – 1;

  19. Итоговый контроль по всем предметам – 1;

  20. Планы воспитательной работы – 3;

  21. Личные дела учащихся – 2;

  22. Расписание уроков – 2;

  23. Планы работы ШМО – 2;

  24. Состояние преподавания – ежедневно;

  25. Состояние отопительной системы – 2;

  26. Дневники учащихся – при КОК+2;

  27. Тетради учащихся – при КОК+3;

  28. Охрана труда, пожарной безопасности – 6;

  29. Работа ШМО – 3;

  30. Движение учащихся – в течение года;

  31. Формирование ОУУН учащихся – в течение года;

  32. Формирование познавательной активности – 27;

  33. Работа классного руководителя – 26;

  34. Результаты медосмотра – 1;

  35. Качество преподавания – в течение года;

  36. Кружки, факультативы, секции – в течение года;

  37. Проектирование УВП – 1;

  38. Административные срезы по предметам - 3;

  39. Обучение на дому – 3;

  40. Выполнение программ – 2;

  41. Каникулярный отдых – 1;

  42. Работа с неуспевающими, слабоуспевающими учащимися – 3;

  43. Результаты обученности – по триместрам;

  44. Техника безопасности на уроках ф/в – 2;

  45. Уровень заболеваемости – 1;

  46. Знания учащимися ПДД – 2;

  47. Пробные экзамены – 1;

  48. Профориентация учащихся – 1;

  49. Качество знаний – по триместрам;

  50. Экзаменационный материал – 2;

  51. Результаты переводных экзаменов, итоговой аттестации в 9-11 классах – 1.

Использовались различные виды контроля:






Виды контроля

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1

По объему и содержанию:













тематический

82

74

89

78

комплексный

30

23

20

22

2

По уровню управления:













оперативный (ежедневный)

204

204

204

204

текущий

13

10

18

18

итоговый

19

17

23

18

3

По условиям контроля:













плановый

127

115

130

125

экстренный

1

1

0

1

4

По форме и количеству изучаемых объектов:










персональный

10

2

0

1

Групповой (КОК, предметно-обобщающий, проблемно-обобщающий)

28

23

26

26

фронтальный













5

По этапам организации изучения:













предупредительный

14

27

10

6

основной

69

68

82

85

последующий

1

2

5

5

Процесс контрольно-инспекционной деятельности осуществляется на основе планов-заданий и программ, разработанных в школе:



  • Персонального контроля;

  • Предметно-обобщающего;

  • Проблемно-обобщающего;

  • Классно-обобщающего;

  • Фронтальной проверки работы учителя;

  • Тематического контроля «Охрана прав детства»;

  • Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;

  • Формирование познавательного интереса учащихся;

  • Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроке;

  • За результатами работы ШМО;

  • По контролю работы служб за месяц;

  • Выполнение учебных программ;

  • Правильность ведения классного журнала;

  • По программе «Семья» (работа с родителями);

  • Проведение воспитательного мероприятия;

  • Требования к составлению планов по воспитательной работе;

  • Осуществление здоровьесберегающих факторов;

  • Правовое воспитание учащихся;

  • Нравственно-эстетическое воспитание учащихся;

  • Коррекционно – развивающее обучение;

  • Реализация функций педагогической деятельности учителя на уроке;

  • Методическое обеспечение психологических основ урока;

Часть полномочий по контрольно-инспекционной деятельности была делегирована членами педагогического коллектива: руководителям ШМО, секретарю, школьному фельдшеру, профкому.

Для этого в начале учебного года был издан приказ о распределении функциональных обязанностей по осуществлению КИД директором школы, заместителями директора по учебно-методической работе, по воспитательной работе, по АХЧ, руководителями ШМО, школьным фельдшером.

В течение учебного года было посещено в результате контроля 480 уроков и мероприятий, на основе чего написано 62 справки, 18 распоряжений, издано 34 приказа по школе, проведено и запротоколировано 22 совещания при директоре, 22 - при завуче.

Уроки посещались с целью:



  • Совершенствования педагогического мастерства учителя;

  • Повышения качества обучения и предупреждения неуспеваемости;

  • Всестороннего изучения системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

  • Повышения эффективности результатов образовательного процесса (изучение качества знаний, умений, воспитанности учащихся или качества преподавания в конкретном классе);

  • Изучения состояния преподавания по отдельным учебным предметам;

  • Реализация государственного образовательного стандарта.

Для этого при посещении использовались программы наблюдений:

  • Методическое обеспечение психологических основ урока.

  • Формирование познавательного процесса.

  • Воспитательные моменты урока.

  • Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

  • Психолого-педагогический анализ деятельности учителя.

  • Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроке.

  • Реализация функций учителя на уроке.

Использовались планы-задания:

  • Фронтальная проверка работы учителя.

  • Персональный контроль.

  • Классно-обобщающий контроль.

  • Формирование ОУУН учащихся.

  • Предметно-обобщающий контроль.

  • Проблемно-обобщающий контроль.

Для анализа посещенных уроков использовались:

  • системный анализ урока по Ю.А.Конаржевскому;

  • системный анализ урока по В.П.Симонову;

  • аспектный анализ;

  • структурный анализ;

  • поэтапный анализ.

Контроль показал следующие результаты:

По формированию ОУУН учащихся.
Мониторинг владения учителями приемами формирования организационных умений, навыков у учащихся:


п/п


Умения

Самооценка

2008-2009, %

2009-2010, %

2010-

2011, %


2011-2012

1.

Определять цель урока.

98%

100

100

100

100

2.

Определять ДЗ каждого дидактического момента урока.

78%

85

91

95

100

3.

Четко формулировать конечный результат.

76%

81

92

90

90

4.

Разрабатывать алгоритм.

67%

79

80

83

90

5.

Учить составлять алгоритм.

46%

57

59

54

60

6.

Учить находить рациональные способы работы.

53%

71

70

75

75

7.

Учить способам самопроверки.

61%

74

75

84

90

8.

Организовывать взаимопроверку.

70%

77

75

85

90

Мониторинг владения учителями приемами формирования информационных умений, навыков у учащихся.




п/п


Умения

Самооценка

2008- 2009, %

2009- 2010, %

2010- 2011, %

2011-2012

%


1

Уделять внимание технике чтения.

60%

69

65

60

46

2

Обучать различным видам чтения.

43%

53

55

51

46

3

Обучать продуктивным методам работы.

60%

66

64

70

80

4

Учить писать план.

64%

61

60

58

55

5

Учить писать конспект.

68%

73

72

68

68

6

Учить читать и составлять графики.

68%

73

64

65

75

7

Учить работать с дополнительной литературой.

60%

63

60

68

65

8

Проводить библиотечные уроки.

30%

30

28

25

25

Мониторинг владения учителями приемами формирования коммуникативных умений, навыков у учащихся.




п/п


Умения

Самооценка

2008-2009,%

2009-2010,%

2010-2011,%

2011-2012

1

Развивать внимание.

85%

93

95

98

100

2

Обучать различным видам конспектирования.

54%

54

56

68

90

3

Создавать ситуацию для полемики.

52%

59

67

85

90

4

Использовать методы беседы.

90%

92

95

95

95

5

Учить пересказывать.

83%

81

85

87

85

6

Учить списывать текст.

60%

66

63

68

68

7

Учить выписывать цитаты.

35%

41

39

35

35

8

Записывать под диктовку.

78%

80

80

74

90

9

Писать изложения.

40%

42

42

35

35

10

Писать сочинение.

31%

36

35

28

28

11

Писать реферат.

28%

41

44

37

35

12

Писать рецензию.

40%

39

40

34

35

13

Писать статьи.

20%

21

18

15

15

14

Писать заявление.

28%

31

30

15

15

15

Писать протокол.

28%

28

29

18

18

16

Писать автобиографию.

36%

37

40

18

18

Мониторинг владения учителями приемами формирования интеллектуальных умений, навыков у учащихся.




п/п


Умения

Самооценка

2008-2009,%

2009-2010,%

2010-2011,%

2011-2012

1

Учить анализировать

81%

89

87

90

95

2

Учить сравнивать

90%

91

90

90

95

3

Учить классифицировать

66%

71

72

70

70

4

Учить обобщать

90%

91

89

85

85

5

Учить абстрагировать

35%

42

45

41

45

6

Учить синтезировать

35%

41

37

35

40

7

Выделить главную мысль

90%

92

90

95

95

8

Систематизировать

69%

74

75

70

75

9

Проводить первичные исследования

20%

41

38

35

35

10

Ставить вопросы

80%

84

88

90

90

11

Отвечать на вопросы

80%

90

91

95

95

12

Развивать логику речи

75%

77

78

80

85

13

Проводить уроки в интерактивном режиме

66%

58

60

64

55

14

Предусматривать творческие задания

80%

74

75

75

75

15

Формировать вычислительные навыки

50%

58

59

55

55

Таким образом, по многим параметрам показатели владения учителями приёмами формирования ОУУН повысились либо остались стабильными, необходимо продолжить выборочное отслеживание сформированности ОУУН у учащихся (коммуникативных)

2. По тематическому контролю:

«Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса».




п/п





2008-2009,%

2009-2010,%

2010-

2011,%


2011-2012

1

Соответствие развивающих задач урока диагностическим данным о классе

100

100

98

100

2

Проектирование работы с отдельными учащимися

45

43

50

55

3

Подготовлены ли индивидуальные и групповые задания, их соответствие познавательным возможностям детей

61

62

68

55

4

Способствовали ли самостоятельные задания продвижению в ЗБР

95

90

85

100

5

Проводится ли работа по обучению приемам само- и взаимоконтроля

81

84

88

85

6

Какие формы познавательной деятельности были использованы, в какой мере они были результативны

Фронт.

Групп.


Фронт.

Групп.


Фронт.

Групп.


Фронт., групп., индивид.

7

Организована ли взаимопомощь

79

85

90

75

8

Ведется ли учителем учет трудностей в учебной работе учащихся

94

89

80

100

9

Дифференцировалось ли домашнее задание

19

15

28

40

10.

Организация осмысления и прочного усвоения учебного материала учащимися с низким уровнем обучаемости

89

80

80

75

11.

Использование специальных приемов и средств в работе со способными учениками

40

43

56

60

Западающими являются:



  • Дифференциация домашнего задания;

  • Использование индивидуальных и групповых форм занятий;

  • Индивидуальная работа на уроке со способными учащимися;

Руководителям ШМО обратить внимание на проектирование работы по этим вопросам.
3. По тематическому контролю:

«Формирование познавательного интереса»










2008-

2009,%


2009-

2010,%


2010-

2011,%


2011-2012

1

Спроектирован ли индивидуальный подход к учащимся на уроке

76

70

68

55

2

Учитываются ли познавательные потребности школьников

95

91

90

90

3

Включение занимательных фактов

55

56

52

60

4

Насыщен ли урок материалом, требующим мыслительной активности

92

87

90

90

5

Система самостоятельных работ

85

85

78

90

6

Включение дифференцированных заданий для учащихся с различным уровнем обучаемости

37

40

35

55

7

Побуждает учитель учащихся к постановке познавательных вопросов

79

84

80

80

8

Проводятся ли объяснения, с опорой на самостоятельный поиск учащихся

89

70

64

65

9

Организовано ли совместное обсуждение вопросов учащихся

93

79

68

80

10

Поощряется ли самостоятельный выбор посильных заданий.

58

54

25

25

11

Формируются ли мыслительные приемы работы (сравнение, аналогия, обобщение, абстрагирование, систематизация, конкретизация)

94

85

85

90

12

Обучение рациональным приемам решения мыслительных задач

72

68

57

75

13

Проводится ли дифференцированная работа

42

40

32

55

14

Оказывается ли своевременная помощь слабоуспевающим

69

53

55

75

15

Использование различных форм поощрения.

95

80

75

75

16

Формирование веры в свои возможности.

91

79

73

75

17

Формирование эмоционально-положительного отношения к уроку

100

95

80

90

Таким образом, по многим параметрам показатели использования учителями приёмов формирования познавательного интереса несколько снизились либо остались стабильными, поэтому необходимо продолжить выборочное отслеживание формирования познавательного интереса у учащихся.

Руководителям ШМО обсудить данные вопросы на заседаниях секций.
4. Функции учителя на уроке.








2009-

2010, %


2008-

2009, %


2011-2012

1

Свободно ориентируется в традиционных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их в своей деятельности

100

100

100

2

Имеет прочные и разносторонние знания по предмету

98

98

95

3

Творчески использует специальную и методическую литературу

75

80

95

4

Преподает с увлечением

85

85

90

5

Творчески использует формы и методы УВП, создает свои

70

70

70

6

Стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся

70

67

67

7

Обеспечивает глубокие и прочные ЗУН, высокий уровень воспитанности.

90

90

90

8

Проявляет интерес к диагностике

80

73

75

9

Использует методы диагностики на практике

74

70

75

10

Может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив

78

85

90

11

Характеризуется глубокими знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива

56

60

60

12

Знает зоны ближайшего развития каждого ученика, на этой основе строит взаимодействие

87

80

90

13

Строит УВП с учетом диагностических данных и перспектив

80

80

90

14

Проявляет глубокие знания в области теории и психологии организаторской деятельности и на их основе организует практическую деятельность учащихся

100

100

100

15

Организует УВП на основе педагогики сотрудничества

100

100

100

16

Обладает педагогическим тактом

90

90

96

17

Умеет создать благоприятный морально-психологический климат в детском коллективе

90

90

96

18

Способен предлагать оригинальные способы решения педагогических задач

45%

45%

50

19

Стремится участвовать в исследовательской и экспериментальной работе

80%

76%

75

20

Постоянно осуществляет самоанализ и самооценку своей деятельности

75%

85%

95

21

Самокритичен

50%

70%

90

21

Систематически вносит коррективы в УВП

51%

51%

75

Западающими функциями учителя являются:



  • аналитическая - 63%;

  • исследовательская – 68%.;

Необходимо: 1. Руководителям ШМО организовать работу по данному вопросу.

2. Продолжить отслеживать реализацию функций учителя на уроке в 2011-2012 учебном году.



Таким образом, можно сделать вывод, что:

    1. контроль отражает приоритеты школы, поддерживает и развивает их;

    2. контроль ориентирован на конечные результаты деятельности, обеспечивает достижение цели и выполнения задач школы;

    3. контроль является гибким, приспосабливаемым к происходящим изменениям, своевременным;

    4. система контроля понятна всем участникам педагогического процесса;

    5. диагностика осуществляется с помощью научно-обоснованных параметров; носит системный характер, осуществляется периодично и позволяет оперативно ориентироваться в выборе содержания, форм и методов обучения.

скачать


Смотрите также:
Анализ по организации внутришкольного контроля
57.42kb.
Система внутришкольного контроля 2011-2012 учебный год
177.71kb.
Анализ деятельности администрации школы по управлению и контролю
39.03kb.
Положение о внутришкольном контроля
66.34kb.
Внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош»
159.3kb.
Методические рекомендации (изучи!) Годовой план внутришкольного контроля
31.92kb.
7. Анализ внутришкольного контроля
266.99kb.
План внутришкольного контроля мкоу сош №1
443.22kb.
"Анализ урока как один из методов внутришкольного контроля"
36.49kb.
План внутришкольного контроля моау «Гимназия №3 г. Орска Оренбургской области» на 2013-2014 учебный год
1791.39kb.
Следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса
123.08kb.
Председатель проф комитета Т. И. Вытовтова
135.58kb.