Главная стр 1
скачать
7 класс

Сила трения. Трение в природе и технике

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике; продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов; совершенствовать навыки групповой работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: брусок деревянный, для фронтальной работы - указано в карточках для групповой работы, кодоскоп, кодограмма, карточки для групповой работы; ЭОР: «Сила трения. Трение в природе и технике», «Тест к уроку "Сила трения. Трение в природе и технике"», «Видеоролик-анимация "Сила трения при ходьбе"», «Видеоролик - анимация "Опыт по наблюдению силы трения покоя и скольжения"»; «Способы увеличения и уменьшения силы трения»).

Ход урока
I. Постановка проблемного опыта.

Учитель. Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах. Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь? Что вам мешает катиться все дальше и дальше? Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены?
II. Формирование новых знаний.

  1. Объяснение учителя: ЭОР «Сила трения. Трение в природе и технике»:

- явление трения, сила трения (слайды 1-3);

- причины трения (слайд 4);

- виды трения (слайды 6,7);

- измерение силы трения (слайд 8).


2. Работа в группах.

Учитель. Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Учёных издавна интересовало, от чего зависит сила трения. Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей.

А хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте разобьемся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи. (Учащиеся получают карточки для групповой работы.)


Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.

  3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

  4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  6. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше: вес тела или максимальная сила трения покоя? максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? сила трения скольжения или сила трения качения?

  7. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.




Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву




Дерево по гладкой бумаге




Дерево по наждачной бумаге







  1. Ответьте на контрольные вопросы:

  1. Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? от шероховатости трущихся поверхностей?

  2. Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

  1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

    1. Определите цену деления шкалы динамометра.

    2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

    3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

    4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 3.

    5. Ответьте на контрольные вопросы:

  1. Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

  2. Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

    1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


3. Обсуждение результатов работы в группах.

Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:



  • цель экспериментальной работы;

  • порядок выполнения работы;

  • полученные результаты, выводы.

Учитель: Итак, обобщим результаты наших исследований: ЭОР «Видеоролик - анимация "Опыт по наблюдению силы трения покоя и скольжения"».
Учитель. Леонардо да Винчи получил следующие результаты:

  • от площади не зависит;

  • от величины нагрузки зависит (пропорциональна ей);

  • от шероховатости поверхностей зависит.

Совпадают наши результаты эксперимента с его результатами?
4. Объяснение учителя:

- трение в природе и технике:

Ребята, а как вы думаете, трение полезно или вредно?

- роль силы трения при ходьбе, движение по скользкой поверхности (ЭОР «Видеоролик-анимация "Сила трения при ходьбе"»);



- как уменьшить трение (смазка, подшипники, воздушная подушка) (ЭОР «Сила трения. Трение в природе и технике»: слайды 5, 9); ЭОР «Способы увеличения и уменьшения силы трения»).

(Справка. В Москве во время реконструкции улицы Горького часть домов с помощью катков была передвинута на другое место.)
(Справка. Когда первый поезд шел по только что построенной железной дороге из Петербурга в Москву, «один услужливый царский чиновник, желая угодить начальству, приказал на подведомственном ему перегоне выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса поезда забуксовали – и поезд остановился. Случилось это потому, что из-за смазки сила трения покоя резко уменьшилась и ее не хватило на то, чтобы тянуть поезд. Пришлось срочно соскребать краску на перегоне в несколько километров».)
5. Формирование умений и навыков.
Решение качественных задач.

  1. Почему санки, скатившись с горы, останавливаются?

  2. Почему мел оставляет след на классной доске?

  3. Может ли велосипедист двигаться равномерно по горизонтальной дороге, не вращая педали?

  4. Для чего «разводят» пилы (наклоняют в противоположные стороны соседние зубья)?

  5. Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?

  6. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

  7. Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой?

  8. Почему при росе косить траву легче? Какая пословица говорит об этом?

  9. Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? при перевозке груза на санках? при катании на лыжах? при передвижении рабочим катушки с проводом? при движении вагонетки? (Кодоскоп) (Приложение 2).

  10. Ящик с яблоками рабочий втаскивает, зацепив крючком, по наклонной доске, приставленной к кузову машины. Куда направлена сила трения? А как она будет направлена, если рабочий будет тянуть ящик из машины? (Кодоскоп) (Приложение 2).

  11. Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортере?

  12. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

  13. Стеклянную бутылку с узким горлышком Вовочка быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Какое физическое явление помогло ему?

  14. Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда и т.п.) не гладкие, а имеют рельефные выступы?

  15. Почему при постройке электровозов не применяют легкие металлы или сплавы?

  16. Автомашина с прицепом должна перевезти тяжелый груз. Куда его выгоднее поместить: в кузов автомашины или на прицеп? Почему?

  17. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?

  18. Почему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов и т.д., вывешивают надписи «Осторожно, листопад», «Берегись юза»?

  19. К ножкам многих приборов (телевизоры, магнитофоны, проигрыватели) приклеены резиновые кружки. Зачем?


III. Предъявление опорного конспекта.

Учащимся предъявляется опорный конспект (Приложение 3) (проецируется с помощью кодоскопа). Учитель кратко рассказывает материал по конспекту.


IV. Экспресс-диагностика.

Учащиеся выполняют тестовое задание: ЭОР «Тест к уроку "Сила трения. Трение в природе и технике"».


V. Подведение итогов урока. Что же вы, ребята, узнали сегодня о трении? Что такое сила трения? Когда она возникает? Как направлена? Каковы причины ее возникновения? Какие виды трения вы знаете? От чего зависит и от чего не зависит сила трения?
VI. Домашнее задание: §§ 16, 17.

Почемучка рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, а под ней, на верхней части стержня – несколько поперечных рисок. «Для чего это?», - спросил он папу, который строил сарай. Что ответил папа?

Народ сложил множество поговорок о трении (Приложение 1). Например, не подмажешь – не поедешь; колодезная веревка сруб перетирает. Какие пословицы о трении вы знаете? Объясните их физический смысл.

Творческое задание. Если трение вдруг исчезнет, что будете кричать – «Ура!» или «Караул!»? Напишите сочинение на эту тему (в прозе или стихах, как у вас лучше получится). Проиллюстрируйте сочинение. Пригласите в соавторы родителей.
Приложение 1
Пословицы о трении


    1. Не подмажешь – не поедешь.

    2. Пошло дело как по маслу.

    3. Угря в руках не удержишь.

    4. Что кругло – легко катится.

    5. Ловкий человек и на дынной корке не поскользнется.

    6. Лыжи скользят по погоде.

    7. Из навощенной нити сеть не сплетешь.

    8. Колодезная веревка сруб перетирает.

    9. Ржавый плуг только на пахоте очищается.

    10. Нет такого человека, который хоть бы раз не поскользнулся на льду.


Приложение 2
Кодограммы

К вопросу 9

(№ 20-8 – Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике)



К вопросу 10

(№ 20-6 – Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике)



Приложение 3



Автор: Ю.А. Каверин,

учитель физики ВКК

МОУ Тамбовской СОШ

Терновского района

Воронежской области,

заслуженный учитель РФ,



кандидат педагогических наук
скачать


Смотрите также:
7 класс Сила трения. Трение в природе и технике Цель: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»
89kb.
Явление трения. Сила трения
65kb.
Сила трения. Трение покоя
50.54kb.
Трение. Сила трения
88.95kb.
«Сила трения»
97.19kb.
Сила трения
69.33kb.
Силы трения. Силы сопротивления среды Цель
89.97kb.
Урок физики в 7 классе по теме «Сила трения»
41.42kb.
Урок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы
60.22kb.
Урок физики в 7 классе по теме «сила трения» учитель физики моу «вырубовская сош»
63.25kb.
Урок по теме «Сила трения»
51.92kb.
Лабораторная работа Сила трения Цель
48.63kb.