Главная стр 1
скачать
Лясота И. А.

учитель немецкого языка 1 квалификационная категория

МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»
Cпособы оценки качества знаний и

контроль успешности обучения немецкому языку.

Изучение иностранных языков- одна из сложных областей познавательной деятельности учащихся. Причинами учебных неудач в изучении инрастранных языков традиционно считаются невысокая мотивация учения, индивидуальные различия языковых способностей, педагогические просчеты в обучение и многое другое. Реже рассматривается системный характер причин, снижающих качество обучения иностранным языкам. Причина заключается в том, что преподавание иностранного языка не всегда рассматривается как «образовательная услуга», где учитываются прежде всего ее качество, а не обучающийся.

Качество обучения иностранным языкам определяется следующими факторами: удовлетворение познавательных запросов; повышение предметной компетенции; обеспечение конкурентоспособности; соответствие стандартам достижений.

Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок

Проблема контроля непостредственно связана с целями обучения. В рамках современной компетентностной образовательной парадигмы цель обучения иностранному языку трактуется как формирование коммуникативной компетенции.

Необходимость рассмотрения проблем организации и содержания контроля продиктована разработкой государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, осуществляемой в отделе обучения иностранным языкам Института общего среднего образования Российской академии образования под руководством академика А.А. Миролюбова и члена-корреспондента РАО И.Л. Бим.

Качество знаний выявляется через результат познавательной деятельности учащихся с помощью контрольно-измерительных материалов (тестов).

Единство минимальных требований влечет за собой установление единых объективных форм и способов контроля (тестирования) успешнос­ти обучения, что является новым для отечественной методики.

Поэтому я пришла к выводу, что исследование вопросов контроля обученности немецкому языку особенно актуально на сегодняшний день. Педагогический опыт «Тестовая технология как способ оценки качества знаний при изучении немецкого языка» отвечает целям, задачам и логике развития современного образования, а именно, способствует становлению социально- ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Данный опыт является интересным материалом для его более глубокого изучения педагогами в общем и учителями иностранного языка в частности.

Сущность выбранного и разрабатываемого мною данного педагогического опыта состоит в том, чтобы раскрыть особенности такой формы контроля как тест и использовать тест как средство для повышения качества знаний учащихся, сознательного усвоения знаний учащимися

Основным достоинством тестового способа оценки учебных достижений является его объективность, т.е. независимость от многих возможных действий, неизбежно присутствующих при традиционном способе оценки знаний, в том числе и от взаимных отношений между учащимися и учителями. Кроме того, тесты являются не только инструментом оценки, но и диагностики, позволяющим установить причину итоговой неудачи. Не менее важным достоинством тестирования является возможность объективного сравнения учебных достижений, показанных учащимися в текущем году и по отношению с предыдущими годами.

Мною разработаны тесты для различных видов речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. В Приложении 1 представлены некоторые типы таких тестов. К каждой теме всех параллелей мною разработаны тесты и даны ключи к ним.

На своих уроках я использую тестовые задания для:

- для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний;

- для обучения и самопроверки учащихся;

- для оценки качества преподавания;

- для оценки самих испытательных материалов.

Кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов имеет несколько преимуществ. Во– первых, занят и продуктивно работает весь класс. Во – вторых, за короткий отрезок времени можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимости прочности знаний. При проверке мною делается анализ ошибок (Приложение 2), который помогает мне планировать работу с учащимися по ликвидации пробелов в знания.. Индивидуальная дифференцированная работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Тестовую методику я использую для того, чтобы оценить успеваемость овладения конкретными знаниями, например, лексики, и даже разделами учебных дисциплин, таких как, морфология, и являются более объективными показателями обученности чем оценка.

Во время контроля я использую следующие формы тестов:

а) открытые, при выполнении которых учащиеся самостоятельно составляют ответ (задания с конструктивным типом ответа), например, «Вставьте в текст вместо пропусков подходящие по смыслу слова», «Назовите основные формы сильных глаголов», «Дополните ассоциограмму», «Назовите степени сравнения прилагательных» и другие;

б) закрытые, где учащиеся выбирают из числа предъявленных ответов тот, который он считает правильным, например, «Выбери подходящее относительное местоимение», «Вам предложены несколько временных форм глагола. Найдите в предложении сказуемое и определите его временную форму»; «Определите склонение и выберите правильное окончание прилагательного».

Тесты открытой формы развивают самостоятельность мышления учащихся и их творчество, но тоже имеют недостаток. Так, ученики могут допустить ошибки в словах, которые по значению верны (нередко происходит и такое). Как в таком случае оценивать ответ? Ученики активно реагируют на каждый упущенный балл. Поэтому чаще всего учащиеся предпочитают тесты закрытого типа, где используя зрительную память, сильным учащимся легче выбрать правильный вариант. Но хорошо тем, что есть объект, на который мне необходимо обратить внимание в будущей работе с учащимися.

Очень нравятся учащимся задания, построенные на языковой догадке, задания сравнительно-сопоставительного характера. На своих уроках, применяя тесты я использую следующие формы:

- беседа по теме (тематический материал + углубленный);

- работа с тренировочными тестами;

- викторина (по той же теме);

- проверка домашнего задания;

- контрольный и итоговый тест.

Часто учащиеся, работая в группах, самостоятельно составляют тесты для другой группы. Иногда происходит так, что учащиеся, составляя тест, «подкидывают» мне интересные идеи, которые я потом использую в своей педагогической практике, такие как, использование иллюстраций в тестах, использование сканворда, как тест. Истинно- уча, учимся сами.

При работе с тестами, я выделяю следующие этапы работы с тестами:


  1. Предъявление инструкции по правильной организации работы. Я рекомендую внимательно читать задания, рационально распределять время на выполнение простых и сложных заданий, обязательно проверять выполненный тест, чтобы избежать механических ошибок.

  2. Выполнение теста.

  3. Проверка знаний учащихся.

  4. Работа над типичными ошибками, выполняются дополнительные задания.

  5. Ответы на вопросы учеников.

Такая форма предусматривает работу в единстве компонентов: учебная задача – учебное действие – самоконтроль – самооценка.

Использование тестовых технологий на моих урока показало, что качество знаний учащихся по немецкому языку, мотивация учащихся в изучении предмета повышается. У учащихся пропал страх перед контролем знаний, создается благоприятный климат на уроке. Применение тестовой методики позволило мне:

-повысить скорость проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;

- минимизировать субъективный фактор при оценивании ответов;

- осуществлять принцип индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов.

Мониторинг качества знаний

при использовании тестовой технологии.

Наряду с имеющимися недостатками, такими как, явный приоритет письменной формы контроля знаний перед устной, что в преподавании иностранного языка играет большую роль; возможность угадывания ответа; при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками; тестовая технология все больше входит в педагогическую практику и имеет больше положительных качеств при контроле следующих коммуникативных умений основных видов речевой деятельности: аудировании, чтении, письме.

Такие качества тестовой технологии, как объективность, исключение воздействия на результаты оценивания таких факторов, как настроение преподавателя; многофункциональность тестов; универсальность, охват всех стадий процесса обучения; экономия времени при оценивании учебных достижений учащихся дают право учителю использовать их в учебной деятельности.

Тестовая технология еще не доведена до логического завершения, поэтому и моя работа по данной технологии еще будет продолжаться.

Приложение 1.

1. Чтение- Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Что верно (+), а что неверно (-)?





a

b

c










a) Tante Paula wird von den Verwandten selten besucht.

b) Tante Paula sorgt sehr für Ordnung in ihrer Wohnung.

c) Den Tee hat man in der Blumenvase gefunden.
2. Говорение Представь себе, что ты беседуешь с твоим ровесником из Германии. Поговори с ним о системе школьного образования (Schulsystem ) в Германии и России. Следующие вопросы помогут тебе

1. -Wie viel und welche Stufen hat das Schulsystem?

________________________________________________________________________

2. -Wie lange dauert die Primarstufe? Welche Fächer lernen die Schüler hier?

________________________________________________________________________

3. –Welche Wege gibt es in der Sekundarstufe?

________________________________________________________________________
Приложение 2. Анализ самостоятельной работы.

Класс 7В


Дата 17.04.2012

п/п


Фамилия, имя




Часть1 (задания по 1 баллу)

Часть 2

( 6б)


 

 

 

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего баллов

Процент выполнения

Оценка

1

Бесчастных Александра

1

0

1

0

0

1

1

0

6

9

69%

3

2

Гилева Юлия

1

1

1

0

1

1

1

1

4

10

77%

4

3

Жовнер Андрей

2

0

1

0

0

1

1

1

6

10

77%

4

4

Ковалёва Маргарита

2

1

1

1

1

0

0

1

4

9

69%

3

5

Конькова Светлана



0

1

0

1

1

1

1

6

11

85%

5










2

5

1

3

4

4

4

26

49











































"5"

1




































"4"

2




самые легкие

2

56

7






















"3"

2




самые трудные

1

3

























"2"

0














































Типичные ошибки










1

Лексика по теме "Спорт"

3

чел.




2

Спряжение глагола müssen

0

чел.




3

Склонение прилагательных

4

чел.




4

Страноведение

2

чел.




5

Основные формы глагола sehen

1

чел.




6

Основные формы глагола schreiben

1

чел.




7

Основные формы глагола nehmen

1

чел.










скачать


Смотрите также:
Cпособы оценки качества знаний и контроль успешности обучения немецкому языку
109.68kb.
Инновационные системы оценки качества знаний учащихся
366.74kb.
Пояснительная записка Цели обучения немецкому языку
265.25kb.
Промежуточный срез знаний по истории 9 класс Цель
26.45kb.
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку
15.14kb.
Рабочая программа по немецкому языку 5 класс
267.49kb.
Пояснительная записка Цели обучения немецкому языку
182.12kb.
Рабочая программа по немецкому языку учителя моу
465.23kb.
Анализ проведения муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку языку среди учащихся 7-11 классов моу г о. Прохладный 2011-2012 учебный год
137.77kb.
Учебное пособие по немецкому языку москва, 2006 Шлыкова В. В., Зиньковская М. Д. Учебное пособие по немецкому языку
1506.11kb.
Контроль качества муки; Контроль соблюдения технологических параметров производственного процесса
53.74kb.
Урок по немецкому языку в 9 классе а по теме «Семья» 15 февраля 2013г. Тип урока : «Закрепление и получение новых знаний»
32.14kb.