Главная стр 1
скачать
K 100-летию Российского парламентаризма.

(Материалы к уроку)

Учитель истории СОШ №3 ст.Фастовецкой: Жук В.Ф.
У нас сегодня не совсем обычный урок. Он проходит в преддверии знаменательной даты-100-летия со дня начала деятельности Государственной Думы России. Напомню, что первое в истории заседание российской Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в зале Таврического дворца г. Санкт - Петербурга. Именно тогда началось формирование современного российского парламентаризма.

Энциклопедический словарь определяет парламент - как высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения, а парламентаризм - как политическую систему, при которой, согласно Конституции, парламенту" принадлежит важная роль в системе государственных органов. Первый в истории человечества парламент был в Англии в 1265 году.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе

современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений. - от вече и боярской думы, до дореволюционных

Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия, современных

форм парламентской демократии.



Вече являлось формой непосредственного участия народа в решении государственных дел и представляло собрание всех свободных жителей. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы признания или изгнания князей, военных походов, заключения мирных договоров.

Боярская дума - это постоянный совет при царе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, царь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Однако самостоятельной роли боярская дума не играта, она всегда действовала вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Боярская дума просуществовала до начала XVIII века.

Значимым явлением политической жизни Московского государства XVI-XVII веков были Земские соборы, игравшие важную роль в законотворческой деятельности.

В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.

Сфера деятельности Земских соборов была чрезвычайно широка и включала выборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения.

В царствовании Петра I особое значение приобретает Сенат, утвержденный в 1711 году и ставший органом государственной власти, решавшим все важные дела управления, суда и текущего законодательства. Учреждением в чем-либо ограничивающим власть Петра, Сенат не был: он действовал только по поручению царя и перед ним за все отвечал.

Учрежденный в 1801 году Государственный Совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно утверждаться в Государственном Совете. Однако Россия до 1917 года являлась монархической державой, в которой власть православного монарха была практически неограниченна.

17 октября 1905 года царь Николай II, обеспокоенный размахом революционных выступлений в стране, подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», который даровал гражданские свободы населению (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов) и провозглашал Государственную Думу высшим законодательным органом страны. Таким образом, впервые в истории России начал действовать государственный представительный орган законодательной власти, ограничивавший самодержавие. В законотворческий процесс были вовлечены практически все сословия России.

Первая Государственная Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года.

Председателем первой Думы бал избран профессор Петербургского университета С.А.Муромцев.

Порядок выборов в первую Государственную Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему выборы носили сословный характер. В результате сразу же не получили избирательного права 2 миллиона рабочих (мужчин).

Значительным событием стала реорганизация выполнявшего совещательные функции Государственного совета, преобразованного в верхнюю палату парламента, который стал прообразом современного Совета Федерации.

Членами Госсовета стали крупнейшие и уважаемые в обществе люди: ученый-. энциклопедист В.И.Вернадский и историк В.И.Герье, филолог А.А.Шахматов и правовед Н.С.Таганцев и другие.

После Февральской революции Государственная Дума, Государственный Совет не возобновил свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.

В ходе Февральской и Октябрьской революции 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важным вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политики, осуществлявшим высший контроль над деятельностью государственного аппарата.

Изменяясь и развиваясь, советская государственность просуществовала в России до декабря 1993 года. Изменения были связаны в первую очередь с начавшимися в стране глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями.
В развитии представительной и законодательной власти в Российской Федерации наступал новый этап.

В современной России законодательная ветвь власти представлена парламентом.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила

статус двухпалатного парламента России.

Российский парламент представлен Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы (нижняя палата парламента) и Совета Федерации (верхняя

палата парламента),

В соответствии с основополагающими принципами демократии в нашей стране предусмотрена следующая процедура принятия важнейших законопроектов.

Сначала их рассматриваю в Государственной Думе депутаты, избранные гражданами России. Затем законопроекты поступают в Совет Федерации, где они утверждаются представителями субъектов Российской Федерации. Право окончательного утверждения законов принадлежит главе государства - Президенту Российской Федерации.^ Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Сегодня в Российской Федерации работает Государственная Дума четвертого созыва (2003-2007 гг.).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, который достиг 21-летнего возраста и имеет право участвовать в выборах.

Половина депутатов ныне действующей Государственной Думы была избрана населением по пропорциональной системе - по спискам от политических партий, участвовавших в выборной компании и сумевших «перешагнуть» пятипроцентный барьер. Наиболее многочисленной фракцией является «Единая Россия», в состав которой входит 308 депутатов (68,44%). Остальные фракции представлены: КПРФ - 46 депутатов (10,22%);

ЛДПР - 35 депутатов (7,78%);

Партия «Родина» - 29 депутатов (6,44%); Народно-патриотический союз «Родина» - 12 депутатов (2,67%);

16 независимых депутатов, не вошли в зарегистрированные депутатские)
объединения, что составляет 3,56%.

Другая половина депутатов Государственной Думы была избрана по традиционной мажоритарной системе - по одномандатным округам.

Депутатами Государственной Думы 4-го созыва от Краснодарского края по восьми одномандатным округам избраны Севастьянов Виталий Иванович, Литвинов Николай Петрович, Горбачев Владимир Лукич, Дорошенко Галина Степановна, Казаков Борис Анушеванович, Харченко Иван Николаевич, Ткачев Алексей Николаевич, Шишкарев Сергей Николаевич.

Депутаты, избранные по одномандатным округам, как правило, также входят в состав одной из фракции. Поэтому по новому избирательному закону предполагается в будущем всех депутатов Думы пятого созыва избирать по партийным спискам.

Председателем ныне действующей Государственной Думы четвертого созыва избран Грызлов Борис Вячеславович. Он проводит заседания и определяет внутренний распорядок работы нижней палаты парламента.

Депутаты, объединенные в 29 комитетов и 9 комиссий, осуществляют работу по подготовке и экспертизе законопроектов в различных сферах жизнедеятельности общества (комитеты по законодательству, обороне, национальной безопасности, культуре, образованию и т.д.).

Совет Федерации формируется из представителей субъектов Российской Федерации: по два от каждого субъекта, по одному от исполнительного органа государственной власти.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской


Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией
Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы
государственной власти. ""

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации. Председателем Совета Федерации 5 декабря 2001 года был избран С.М.Миронов, представлявший в Совете Федерации Законодательное собрание власти г. Петербурга.

Законодательное Собрание Краснодарского края - постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти края. Депутатом ЗСК может быть избран дееспособный гражданин России старше 21 года, проживающий на территории края.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года. Кубанский парламент в составе 50 депутатов приступил к работе 14 декабря 1994 года.

Первым председателем Законодательного Собрания был избран Алексей Александрович Багмут.

С декабря 1995 года по сегодняшний день кубанский парламент возглавляет Владимир Андреевич Бекетов. До реформирования верхней палаты российского . парламента В.А.Бекетов был также членом Совета Федерации, а в настоящее время является членом Совета законодательной России.



24 ноября 2002 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания третьего созыва. В составе депутатского корпуса произошли количественные и качественные изменения. В Собрание пришли в большинстве своем опытные руководители, крупные предприниматели, крепкие хозяйственники. Число депутатов возросло от 50 до 70 человек. Сегодня в составе ЗСК работает 69 депутатов (в том числе 25 - на постоянной основе). Все депутаты имеют высшее образование; 7 - ученую степень доктора наук; 15 - кандидатов наук. Во втором созыве повторно были избраны 9 человек, или 18% от нового состава. В третьем созыве повторно, либо в третий раз было избранно 19 человек, что составило 27% от численности нынешнего созыва. В том числе в третий раз было избранно 5 человек, или 7%.

Структура Законодательного Собрания края третьего созыва сформирована в соответствии со структурой администрации края и включает в себя 14 комитетов.

Депутаты нынешнего созыва - это люди дела, хорошо знающие реалии сегодняшнего дня, конструктивно решающие любые вопросы.

Для обеспечения деятельности Законодательного Собрания работает аппарат в составе 4 управлений: правового, информационно-аналитического, финансово-экономического и управления делами.

Правовая, финансово-экономическая и общественно-политическая экспертиза, всесторонняя информация нужны для того, чтобы у депутатов в полнбом объеме были материалы для подготовки и принятия законодательных актов. Всем этим депутатов «вооружает» аппарат.

Большое место в депутатской деятельности занимает межпарламентское сотрудничество. Законодательное Собрание стало одним из инициаторов создания Южно-Российской парламентской ассоциации. Главным объединительным мотивом было сознание того, что в современных условиях на законодательную власть ложиться все более серьезная ответственность, и потому надо инбтегрировать усилия представительных органов субъектов Федерации.

Все шире становится круг вопросов, по которым ЗСК взаимодействует с федеральным центром. Депутаты активно используют предоставленное представительным органам субъектов Федерации право законодательной

инициативы, разрабатывая и направляя в Государственную Думу проекты федеральных законов.

Кубанские законодатели активно участвуют в парламентских слушаниях, совещаниях, научных конференциях, проводимых обеими палатами Федерального Собрания.

В свою очередь и Совет Федерации, и Государственная Дума на базе Законодательного собрания края регулярно проводят свои выездные парламентские слушания.

Законодательное Собрание Краснодарского края поддержало инициативы Президента Российской Федерации по укреплению вертикали власти, так как без - этого невозможно укрепление самого государства.

Законодателям Кубани удалось достичь главного - динамичного развития Краснодарского края. Создана надежная правовая база эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития региона, реализации гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией страны. В целом законодательная ветвь власти выступает в настоящее время важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил, а современный парламентаризм в его отечественном варианте и со всеми его достижениями и недостатками стал неотъемлемой частью политической системы страны.

И одной из важнейших целей на современном этапе российской государственности является закрепление и развитие всего лучшего, что было и есть в политической практике.

Задача местного самоуправления - создавать условия, чтобы каждой семье жилось лучше, чтобы формировался позитивный настрой людей на развитие экономики и укрепление страны.

Именно поэтому в соответствии с Федеральным законом №131 и была начата общероссийская реформа местного самоуправления. Она нацелена на приближение власти к народу, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного назначения в интересах всего населения и при его непосредственном и активном участии. Надо отметить, что в мировой практике именно местное самоуправление считается основой демократии.

С 1 января 2006 года начался новый этап реализации реформы. Своеобразие его в том, что поселенческий уровень начал реально работать. Множество людей сегодня проходят нелегкий путь становления новых форм управления обществом.



Законодательным Собранием Краснодарского края поставлена задача максимального привлечения в органы власти молодежи. Прежде всего, для этого увеличили состав депутатского корпуса муниципальных образований Кубани на 2000 человек.

Из общего числа избранных депутатов представительных органов местного самоуправления в возрасте до 35 лет избрано 1082 человека, что составляет 17,3% от всего депутатского корпуса этого уровня власти. Сравните: в ноябре 2002 года состоялись выборы в кубанский парламент, депутатами Законодательного Собрания края в возрасте до 35 лет были избраны всего 6 из 69 депутатов.

Законодательное Собрание и администрация края считают, что надо уделять больше внимания представителям молодого поколения. Именно для этих целен были

созданы Молодежная палата при губернаторе, а при ЗСК -0 Совет молодых законодателей Кубани. Последний на состоявшемся в декабре прошлого года общем собрании, в работе которого приняли участие почти все молодые представители депутатского корпуса Кубани, преобразован и Совет молодых депутатов Краснодарского края.



>

Пройдет немного времени, и вы станете полноправными гражданами, будете иметь право избирать или быть избранными. Роль избирателя потребует от вас высокой политической культуры, разбирательства в основных социально-политических вопросах.

От вас, сегодняшних старшеклассников, от ваших профессиональных качеств, активной жизненной позиции будет многое зависеть как в экономике, так и в общественной жизни Кубани и России в целом. Возможно, некоторые из вас захотят попробовать свои силы и в депутатской работе.

Россия и Кубань нуждаются в молодых, энергичных, талантливых специалистах. Но успех приходит лишь к тому, кто умеет работать и не пасует перед трудностями.
скачать


Смотрите также:
K 100-летию Российского парламентаризма.
110.88kb.
Урок "Развитие парламентаризма в России"
33.89kb.
Первая русская революция
44.88kb.
Развитие парламентаризма в России
117.69kb.
Методическая разработка Парламентского урока. 10, 11 классы
162.94kb.
Становление и развитие российского парламентаризма
157.4kb.
Развитие парламентаризма в России
97.17kb.
Развитие парламентаризма в России
97.17kb.
Развитие парламентаризма в России
87.08kb.
План мероприятий мбоу оош №15, посвященных 100-летию со дня рождения Т. Н. Хренникова № Название мероприятия
26.92kb.
Положение проекта «Шаг к успеху», посвященного 100 летию детского движения России и 55-летию Дома пионеров и школьников г. Кумертау
112.21kb.
Номинация «знаменательные даты» 300-летию Российского флота посвящается физический вечер «По морям, по волнам»
117.93kb.