Главная | стр 1стр 2 ... стр 8стр 9
Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельностиГлава 31 Возникновение и развитие банковской системы РоссииЧетко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями — гражданами и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, которая строится на партнерских отношениях, предполагающих взаимный интерес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков). Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) является категорией исторической, которая отражает развитие экономических отношений в обществе. В условиях рынка он представляет собой движение ссудного, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Ведущей формой кредитных отношений в рыночной экономике является банковский кредит, т.е. кредит в виде денежных ссуд, предоставляемый банками и другими кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию, любым хозяйствующим субъектам. Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. — скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена. Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988—1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк РФ, а также филиалы и представительства иностранных банков. Первый уровень — Центральный банк РФ, второй — коммерческие, включающие сберегательные, ипотечные инвестиционные и другие виды банков. В соответствии с законодательством создана сеть коммерческих банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988—1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150. Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротствами, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко уменьшается количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764. В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные. Основная часть банков сосредоточена в Центральном районе (855), из них в Москве — 729. В основном преобладают универсальные банки, и практически не развита сеть специализированных банков, в частности ипотечных. Постепенно банковская система Российской Федерации совершенствуется, развивается, что проявляется в росте сети филиалов, представительств внутри страны и за рубежом, в расширении сети небанковских кредитных учреждений. При этом политика Центрального банка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы. Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применение нормы, регулирующие имущественный оборот вообще (например, нормы Гражданского кодекса), и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) и «Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Таким образом, под банковским правом понимается совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью. В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания: • создание новых кредитных организаций или коммерциализация уже действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых инструментов; • преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необходимо банковское право; • развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг. Все банковские операции и другие сделки осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе их материально-техническое обеспечение, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Уголовный кодекс РФ (УК РФ), введенный в действие с 1 января 1997 г., в отличие от старого, предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления, связанного с незаконной банковской деятельностью, так как оно нарушает положение Федерального закона «О банках и банковской деятельности», связанное с установленными правилами осуществления деятельности банков Российской Федерации. Незаконная банковская деятельность выражается в осуществлении банковских операций без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна, либо с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.*
Глава 32 Центральный банк РФЦентральный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции: 1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг; 2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п.); 3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя. Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ. Полномочия Центрального банка, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены ст. 45—47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3). Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются: • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам; • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие: • активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ; • всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране; • сокращение бюджетного дефицита; • поддержание стабильного денежного обращения; • обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты; • обеспечение государственного фонда валютных резервов; • расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда; • расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей; • максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой. Исходя из поставленных целей и задач Банк России выполняет следующие функции: • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; • определяет порядок расчетов с иностранными государствами; • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки; • участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов. Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуществляет по следующим направлениям: • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков; • открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке; • кредитование кредитных организаций; • управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо; • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций; • установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций; • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций; • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций. Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д. В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, являющиеся его филиалами. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Центральный банк РФ не имеет права: • осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; • приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона; • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; • заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; • пролонгировать предоставленные кредиты; исключение может быть сделано по решению Совета директоров. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке. следующая >> Смотрите также: Vi правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
1906.8kb.
Тема организация эис по обработке банковской информации 11. Комплексная автоматизация банковской деятельности
85.6kb.
Закон Украины о банках и банковской деятельности
1182.98kb.
Планы семинарских занятий по банковскому праву на 2013/14 уч год
138.46kb.
Моделирование взаимосвязи стабильности банковской системы и экономического роста: теоретический аспект
118.41kb.
Тематика курсовых работ банковская система России на современном этапе. Регулирование банковской деятельности. Зарубежный и отечественный опыт
15.39kb.
Моделирование взаимосвязи стабильности банковской системы и экономического роста: теоретический аспект
138.42kb.
Деятельность центральных банков Формы организации центральных банков
140.83kb.
Управление рисками в коммерческих банках
1300.75kb.
Темы контрольных работ по истории России Социально-экономическое развитие России в конце XIX – начале ХХ в
85.2kb.
Дипломных работ по специальности 060400 «Финансы и кредит»
95.26kb.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности 269.5kb.
|